Толстый кармашек, туго набитый под завязку, герцог Сполето использовал как декоративный элемент. Он знал, что церковь не одобряет этот элемент одежды. Но следовал моде по-прежнему. Гульфики только поначалу предназначались для практических целей. В пятнадцатом веке и позже мужчины с его помощью «показывали себя». Преувеличивая, разумеется.
Клапан в передней части брюк изначально задумывался только для физиологии. В рыцарских доспехах его сделали отдельным элементом для защиты важных и чувствительных мест. Все предельно просто и практично. Никаких дополнительных смыслов в назначение гульфика не вкладывали.
Все изменила мода. Мужской костюм на рубеже XIV -XV веков стал очень своеобразным. Короткая верхняя одежда и нижняя часть «в обтяг» открывали взору то, что – как считали – открывать не следует. И тогда придумали аккуратный кусочек ткани, словно фиговый листочек. Он должен был прятать определённую часть мужчины, а не наталкивать дам на разные мысли.
Но вышло наоборот. «Заслонка» сработала не так, как хотели. Именно гульфик бросался в глаза. И многие начали этим бравировать. Портным давали чёткие указания: сделать кусок ткани побольше. Просторнее. Словно гульфик жмет. А затем и вовсе принялись шить его из другой ткани, расшивать золотыми нитями и даже украшать драгоценными камнями.
Итальянский священник Бернардин Сиенский (1380-1444) одним из первых принялся обличать новую моду. Он обрушился на неё в своей проповеди 1429 года: «О, Италия, насколько ты разложена!» - восклицал Бернардин. Проповедник призывал родителей быть аккуратнее в выборе одежды для своих сыновей: «Дублет с…куском ткани впереди…показывает слишком много».
Но именно к этому и стремились европейские кавалеры. Показать гораздо больше, чем было на самом деле. Произвести впечатление, прослыть дамским угодником. Поэтому «клапан» делали накладным, добавляли в него платки – и вот уже на всеобщее обозрение выставлялся весьма обширный предмет. Кстати, его нередко использовали как дополнительный карман. Как говорится, всё под рукой.
Иногда возникали и курьёзные случаи. Некоторые набивали кусок ткани песком. Иногда, во время танцев, ткань истончалась от трения. И тогда содержимое неизбежно сыпалось на пол. Есть версия, что именно по этой причине возникло выражение: "Да из него уже песок высыпается!".
Очаровать дам с помощью предмета гардероба получалось не у всех. Разумеется, женщины прошлого не были столь наивны. Любителей покрасоваться отличали сразу. Но в XV веке и у них было в чём проявить себя. Это ведь в ту эпоху Агнесса Сорель сделала нормальным показываться на людях.. без лифа вовсе.
Французский писатель и философ Мишель де Монтень вовсе не был ханжой. Но его жизнь протекала в эпоху последних Валуа, когда Двор не отличался особой скромностью. В том числе, поэтому он так много внимания уделял вопросам нравственности и воспитания. И моду на гульфик не одобрял так же, как и проповедник за столетие до него: «Пустая и бесполезная модель… которой мы бравируем на публике».
В шестнадцатом веке верхняя часть одежды заметно «подросла», а при Генрихе VIII Тюдоре в моду вошли просторные накидки. Их носили, чтобы скрыть полноту (для английского короля было особенно актуально). Но даже тогда от «карманов» спереди не отказались. В шутку их называли «гороховыми стручками», выглядели они иногда преувеличенно и нелепо, но такова уж была мода!
Защитники этой тенденции находили оправдание моде, как персонаж Франсуа Рабле: «Это требует защиты во времена битв… природа же защищает свои семена красивыми и прочными одёжками». Но в XVI веке вовсю разворачивалась Реформация, призывавшая к скромности. Последователи Лютера не были готовы демонстрировать себя, их любимыми цветами оставались черный и коричневый. Они отказывались от обильной отделки своих платьев. Именно с их подачи мода начала меняться.
Впрочем, в истории так часто бывает: сначала мода требует от людей открывать себя, затем кутает их до невозможности. На смену узким «лосинам» пришли широкие штанины, и гульфик среди них потерялся, а затем вообще исчез. В начале семнадцатого века Роберт Хеймен написал: «Из всего, что носили мужчины… надеюсь никогда не будут носиться вновь… безразмерные гульфики».
Надежды Хеймена оправдались – впоследствии именно такого элемента одежды уже не было, хотя карманы спереди снова вошли в моду в XVIII веке. Мужская одежда в ту пору опять стала очень открытой. Мода Директории и Консульства предельно заузила брюки и укоротила сюртук. На полотнах, изображающих современников Наполеона, нетрудно разглядеть накладку на пуговицах, спереди. Нечто подобное носил и герой «Гордости и предубеждения», мистер Дарси.
Правда, всё это было воплощением скромности, по сравнению с Ренессансом. Выпирающие кармашки больше не вернулись. Этот декоративный элемент остался только в музейных коллекциях и на картинах.
#наука #мода #искусство #франция #короли
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!