Найти тему
Ника Марш

Гульфик жмёт

Толстый кармашек, туго набитый под завязку, герцог Сполето использовал как декоративный элемент. Он знал, что церковь не одобряет этот элемент одежды. Но следовал моде по-прежнему. Гульфики только поначалу предназначались для практических целей. В пятнадцатом веке и позже мужчины с его помощью «показывали себя». Преувеличивая, разумеется.

одежда в прошлом была показаталем статуса, и знатный человек не мог игнорировать моду
одежда в прошлом была показаталем статуса, и знатный человек не мог игнорировать моду

Клапан в передней части брюк изначально задумывался только для физиологии. В рыцарских доспехах его сделали отдельным элементом для защиты важных и чувствительных мест. Все предельно просто и практично. Никаких дополнительных смыслов в назначение гульфика не вкладывали.

Все изменила мода. Мужской костюм на рубеже XIV -XV веков стал очень своеобразным. Короткая верхняя одежда и нижняя часть «в обтяг» открывали взору то, что – как считали – открывать не следует. И тогда придумали аккуратный кусочек ткани, словно фиговый листочек. Он должен был прятать определённую часть мужчины, а не наталкивать дам на разные мысли.

элемент одежды нетрудно заметить на полотнах XV-XVI веков
элемент одежды нетрудно заметить на полотнах XV-XVI веков

Но вышло наоборот. «Заслонка» сработала не так, как хотели. Именно гульфик бросался в глаза. И многие начали этим бравировать. Портным давали чёткие указания: сделать кусок ткани побольше. Просторнее. Словно гульфик жмет. А затем и вовсе принялись шить его из другой ткани, расшивать золотыми нитями и даже украшать драгоценными камнями.

Итальянский священник Бернардин Сиенский (1380-1444) одним из первых принялся обличать новую моду. Он обрушился на неё в своей проповеди 1429 года: «О, Италия, насколько ты разложена!» - восклицал Бернардин. Проповедник призывал родителей быть аккуратнее в выборе одежды для своих сыновей: «Дублет с…куском ткани впереди…показывает слишком много».

"Апофеоз Святого Бернардина", фреска Пинтуриккьо
"Апофеоз Святого Бернардина", фреска Пинтуриккьо

Но именно к этому и стремились европейские кавалеры. Показать гораздо больше, чем было на самом деле. Произвести впечатление, прослыть дамским угодником. Поэтому «клапан» делали накладным, добавляли в него платки – и вот уже на всеобщее обозрение выставлялся весьма обширный предмет. Кстати, его нередко использовали как дополнительный карман. Как говорится, всё под рукой.

Иногда возникали и курьёзные случаи. Некоторые набивали кусок ткани песком. Иногда, во время танцев, ткань истончалась от трения. И тогда содержимое неизбежно сыпалось на пол. Есть версия, что именно по этой причине возникло выражение: "Да из него уже песок высыпается!".

мужской костюм в XVI веке был очень причудлив - после коротких "штанов", больше похожих на юбку, шли узкие "лосины"
мужской костюм в XVI веке был очень причудлив - после коротких "штанов", больше похожих на юбку, шли узкие "лосины"

Очаровать дам с помощью предмета гардероба получалось не у всех. Разумеется, женщины прошлого не были столь наивны. Любителей покрасоваться отличали сразу. Но в XV веке и у них было в чём проявить себя. Это ведь в ту эпоху Агнесса Сорель сделала нормальным показываться на людях.. без лифа вовсе.

Французский писатель и философ Мишель де Монтень вовсе не был ханжой. Но его жизнь протекала в эпоху последних Валуа, когда Двор не отличался особой скромностью. В том числе, поэтому он так много внимания уделял вопросам нравственности и воспитания. И моду на гульфик не одобрял так же, как и проповедник за столетие до него: «Пустая и бесполезная модель… которой мы бравируем на публике».

Генрих VIII любил широкие накидки, но от моды на "кармашек" тоже не отказался
Генрих VIII любил широкие накидки, но от моды на "кармашек" тоже не отказался

В шестнадцатом веке верхняя часть одежды заметно «подросла», а при Генрихе VIII Тюдоре в моду вошли просторные накидки. Их носили, чтобы скрыть полноту (для английского короля было особенно актуально). Но даже тогда от «карманов» спереди не отказались. В шутку их называли «гороховыми стручками», выглядели они иногда преувеличенно и нелепо, но такова уж была мода!

Защитники этой тенденции находили оправдание моде, как персонаж Франсуа Рабле: «Это требует защиты во времена битв… природа же защищает свои семена красивыми и прочными одёжками». Но в XVI веке вовсю разворачивалась Реформация, призывавшая к скромности. Последователи Лютера не были готовы демонстрировать себя, их любимыми цветами оставались черный и коричневый. Они отказывались от обильной отделки своих платьев. Именно с их подачи мода начала меняться.

В мужском костюме в конце XVIII и в начале XIX века имелся "карман" спереди
В мужском костюме в конце XVIII и в начале XIX века имелся "карман" спереди

Впрочем, в истории так часто бывает: сначала мода требует от людей открывать себя, затем кутает их до невозможности. На смену узким «лосинам» пришли широкие штанины, и гульфик среди них потерялся, а затем вообще исчез. В начале семнадцатого века Роберт Хеймен написал: «Из всего, что носили мужчины… надеюсь никогда не будут носиться вновь… безразмерные гульфики».

Надежды Хеймена оправдались – впоследствии именно такого элемента одежды уже не было, хотя карманы спереди снова вошли в моду в XVIII веке. Мужская одежда в ту пору опять стала очень открытой. Мода Директории и Консульства предельно заузила брюки и укоротила сюртук. На полотнах, изображающих современников Наполеона, нетрудно разглядеть накладку на пуговицах, спереди. Нечто подобное носил и герой «Гордости и предубеждения», мистер Дарси.

Правда, всё это было воплощением скромности, по сравнению с Ренессансом. Выпирающие кармашки больше не вернулись. Этот декоративный элемент остался только в музейных коллекциях и на картинах.

#наука #мода #искусство #франция #короли

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!