Он был одним из самых колоритных персон парижской богемы первой четверти ХХ столетия: домотканые кимоно, набедренные повязки, хитоны из портьерных тканей, ожерелья из крупных деревянных бусин, нелепая челка полумесяцем, круглые очки, смешные фасонистые усики щеточкой, в ушах серьги, на запястьях - браслеты и татуировка в виде наручных часов. Он даже мог надеть вместо шляпы абажур.
И был настоящим "денди-самураем с Монпарнаса", завсегдатаем знаменитого кафе "Ротонда", который считал, что бог дал мужчинам кошек для лучшего понимания таинственной женской природы, которую он, конечно же, очень любил, настолько сильно, что имел привычку сходу узаконивать свои отношения (был женат 5 раз).
Его имя ЦУГУХАРУ ФУДЗИТА, но все звали его на французский манер Леонаром Фужитой или Леонардом Фуджитой - первый японский художник, получивший признание на Западе.
Он родился в Токио в знатном самурайском роду, а в 1910 году закончил токийский Национальный университет изящных искусств и музыки. К моменту выпуска Фудзита был уже обладателем нескольких медалей и призов, и карьера придворного живописца была ему обеспечена. Но, его манил Запад и маниакальная страсть стать первым парижским живописцем.
Во Франции он появился в 1913 году (на тот момент Цугухару было 27 лет) и довольно скоро сблизился со всеми сливками тогдашней богемы - Паблом Пикассо, Жоржом Браком, Фернаном Леже, Хуаном Грисом, Анри Матиссом, Диего Риверой, Гийом Аполлинером, Жан Кокто и многими другими легендами Монпарнаса.
Но больше всех он сдружился с обитателями парижского дома-колонии Сите-Фальгьер, известном также под названием "Вилла роз", где в 1913 году и обосновался. Это были Амедео Модильяни, Жак Липшиц и Хаим Сутин.
ФИШКА Фудзиты в том, что он не примкнул ни к одному новомодному изму того времени, сохранив на всю жизнь любовь к реализму, как пониманию ценности предмета и того мира, в котором этот предмет находится.
Его КОЗЫРЬ - это каллиграфический мазок и тончайшая, острая, шолковистая, извилистая линия. Потому что он, все-таки японский художник, но художник именно парижской школы.
И все его европейские типажи будут написаны в соответствии с пониманием именно японской красоты - алебастровая кожа, крупные головы, крохотные рты, миниатюрные кисти рук и ступни, миндалевидный разрез глаз.
Что его выделяло? Беспрерывная чернильная линия, очерчивающая силуэты фигур и растворяющаяся в легкой дымке внутри контура (связь техники гравюры эпохи Эдо, укие-э с приемами европейского модернизма), и колорит, который был практически монохромный, похожий на гризайль своими мельчайшими и тончайшими пастельными оттенками (такое использование разных тонов белого было сродни откровению для людей, привыкших к характерной для тогдашних художественных работ цветовой какофонии).
Успех пришел к нему в 1917 году, когда его очередная зазноба, дама полусвета Фернанда Барри, на которой он, конечно же, женился, организовала ему первую персональную выставку.
А спустя 5 лет он произвел настоящий фурор - написал портрет лежащей обнаженной Кики, "некоронованной королевы Монпарнаса", который был продан в первый же день выставки за баснословные по тем временам 8 тысяч франков.
Середина 1920-х годов - зенита славы Цугухару Фудзиты (в 1925 году он получает от Бельгии орден Леопольда и становится кавалером французского Ордена почетного легиона).
И, конечно, меняет спутницу жизни. Ею становится Люси Баду, которая в 1931 году уйдет от броского Фудзиты к журналисту, поэту-сюрреалисту и, как говорится, просто мистику Роберу Десносу (ходят слухи, что у них какое-то время был сюрреалистический треугольник, но не срослось).
После разрыва художник отправляется в мировое турне, где его ждал воистину грандиозный успех - в одном только Буэнос-Айресе с его творчеством познакомилось около 60 тысяч зрителей.
С началом Второй Мировой Войны Фудзита возвращается на родину в Японию, где ревностно и вдохновенно служил делу пропаганды, воспевая кистью боевые победы японского оружия. Такое сотрудничество с милитаристским режимом не сулило ничего хорошего - резкое общественное порицание стало основной причиной его возврата во Францию в 1950-м году.
С началом новой эпохи, а считается, что именно с 1950-х годов начинается постмодернизм, эстетика работ Цугухару Фудзиты несколько меняется - ко всем его фишечкам добавляется явная стилизация под каваии (японское аниме). Это была реакция на бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. Последствия этой трагедии надолго войдут в ДНК японской послевоенной культуры (знаменитый "Цветок-матанго" Такаси Мураками есть не что иное, как результат последствий отравления радиации).
Эффектнее всего, на мой вкус, эти стилизации заметны во фресках часовни Нотр-Дам-де-ла-Пэ (Пресвятой Девы Мира), которую он расписывает и которая станет последним его пристанищем (в 1959 году художник крестится и нарекается уже привычным и родным для него именем Леонар).
Цугухару Фудзита умрет от рака в 1968 году, ему будет 81 год.
И если бы у нас была возможность познакомились с Цугухару Фудзитой, то он, непременно, подарил бы нам свой автопортрет вместо цветов и вручил бы его, приговаривая: "Вот вам моя голова. Уж она-то, по крайней мере, не вянет!"
Имел он такое обыкновение, дарить вместо цветов свои автопортреты.