Найти тему
Петр Власов

Русский револьвер Наган и его конкуренты

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Одной из самых основных тем горестных сожалений в интернетных дебатах по поводу принятия револьвера Наган на вооружение русской армии в 1895 г. является тема: «не тот револьвер выбрали русские идиоты-генералы». И хотя мне непонятны полные ярости стенания по этому поводу - о чем тут жалеть (дело то было более 120 лет назад, и «быльем поросло» - с тех пор много видов «короткостволов» сменилось в кобурах наших армейцев), все же хочется разобраться: а каков был выбор в 1895 году у российской оружейной комиссии? Ведь, чтобы понять, хорошим или плохим оружием ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ был Наган (бесспорно, что сегодня стодвадцатипятилетний Наган является полным анахронизмом!), нам нужно сравнить его с теми образцами короткоствольного оружия других стран, которые были созданы одновременно с ним, или незадолго до него. Не с Кольтом «Арми» 1917 года, и уж тем более не с Кольтом «Питон» .357 Магнум выпуска 50-х годов 20-го века (как это делают современные «ненавистники Нагана»), а с теми револьверами, что состояли на вооружении армий во время принятия Нагана Россией. Только так мы сможем понять какое место в рейтинге существовавших на рубеже 19-20 веков образцов армейских «короткостволов» занимал Наган, и был ли он в то время действительно «железным хламом» и «барахлом»… И такими ли уж идиотами были русские генералы, заседавшие в комиссии по стрелковому оружию…

Итак: в 1895 году в армии Австро-Венгерской империи на вооружении все еще находились устаревшие 6-зарядные револьверы фирмы Гассер, стрелявшие патронами на дымном порохе. Первый - это 9-мм офицерская модель Гассер-Кропачек М.1876 (вес 0,9 кг, начальная скорость пули мне неизвестна) с разъемной незамкнутой (!) рамой по образцу еще более древнего капсюльного Кольта. О прочности такой конструкции, думается, говорить излишне… Второй предназначался для нижних чинов австрийской армии; это 11,75-мм массивный Гассер-Монтенегрин M.1880 с монолитной рамой (вес – 1,4 кг, начальная скорость пули 168 м/с). Оба образца по распространенной в Европе моде имели спусковой механизм двойного действия (как тогда говорили – «тройного действия», имея в виду одним действием взвод курка пальцем, и двойным – самовзводное срабатывание курка при нажатии на спуск). Экстрагирование гильз обоих образцов – поочередное, как и у Нагана. Это было настолько устаревшее, к тому же изношенное оружие, что австрийцы уже начали разработку нового образца, который должен был сменить в войсках данные архаичные модели. Впоследствии, в 1898 году (через три года после принятия российской армией Нагана), австрийские офицеры начали получать новые штатные 8-мм 8-зарядные (!) самовзводные револьверы Раст-Гассер. Это оружие стреляло патронами с бездымным порохом (вес – 0,98 кг, начальная скорость пули 213 м/с, извлечение гильз и заряжание – поочередное, подобно Нагану).

-2

Немцы в том году все еще были вооружены 10,6-мм шестизарядными Рейхсревольверами М.1879 (кавалерия) и М.1883 (пехота) одинарного действия (несамовзводные). Это были фактически одинаковые револьверы; они отличались друг от друга только длинной ствола. Длинноствольный кавалерийский весил 1,03 кг, короткоствольный пехотный – 0,92 кг. Патроны на дымном порохе, удаление гильз – поочередное, начальная скорость пули 198 м/с (у пехотного образца). Уже во время принятия Россией на вооружение Нагана это оружие будущего основного противника являлось «раритетным» и требовало замены; однако Германия сменила Рейхсревольверы на пистолет Р.08 только через 13 лет (при этом многие нижние чины кайзеровской армии из-за нехватки пистолетов пользовались Рейхсревольверами даже в годы 1-й мировой войны!).

-3

Итальянская армия к середине 90-х годов 19-го века уже полностью перевооружилась на принятый в 1889 году 10,4-мм револьвер Бодео двойного действия (патроны на дымном порохе; в 20-м веке этот револьвер был адаптирован под патроны с бездымным порохом). Оружие весило 0,9 кг, имело 6 зарядов и начальную скорость пули 198 м/с. Этот простой и надежный образец имел поочередное экстрагирование гильз. Особенностью солдатской модели являлось отсутствие защитной скобы спускового крючка, сам крючок был складной.

-4

Французские военнослужащие (в основном нижние чины) все еще пользовались переделанным из шпилечного массивным бельгийским шестизарядником Шамело-Дельвинь образца 1873 года (во французской армии он маркировался, как Сент-Этьен М.1873). Револьвер был самовзводным, имел калибр 11,4-мм (патроны на дымном порохе), вес 1,2 кг, начальная скорость пули 183 м/с, извлечение гильз тоже поочередное. Правда, французские офицеры уже получали во все возрастающих количествах недавно принятые на вооружение шестизарядные 8-мм револьверы Лебель М.1892 (армейская маркировка - Сент-Этьен М.1892). Это оружие использовало патроны на бездымном порохе и весило 0,84 кг; начальная скорость пули составляла 219 м/с. Лебель М.1892 уже имел откидывающийся вправо барабан, что заметно ускоряло извлечение отстрелянных гильз. Правда, заряжание производилось по той же схеме, что и у Нагана – поочередно в уже возвращенный в раму барабан.

-5

Великобритания использовала в это время самовзводные шестизарядные револьверы Веблей Мк. I образца 1887 года калибра .445 (11,5-мм) с патронами на дымном порохе. Револьвер весил 0,98 кг, длина ствола 4 дюйма (102-мм), начальная скорость пули 183 м/с. Это оружие имело открывающуюся «переломную» раму, напоминающую Смит-Вессоны (но с другой схемой запирания). При открывании рамы и откидывании ствола автоматически происходило одновременное извлечение всех стреляных гильз, но заряжание барабана было все-таки поочередное. Этот револьвер англичане считали достаточно удачным, и в дальнейшем они только постепенно изменяли некоторые его качества в связи с получаемым боевым опытом. На новых моделях варьировались длина ствола и форма рукояти, но схема револьвера при этом кардинально не менялась. Так, совершенно не изменился по устройству и принятый в 1899 году на вооружение офицерского корпуса британской армии револьвер Веблей Mk . IV . Он фактически представлял собой все тот же Мк. I , только сделанный из более прочного металла, так как эта версия была приспособлена для стрельбы более мощными патронами с бездымным порохом.

-6

В армии США в 1895 году на вооружении нижних чинов все еще состоял знаменитый Кольт М.1873, более известный как «Писмейкер» - весьма популярное, но уже безнадежно устаревшее шестизарядное оружие. Этот револьвер одинарного действия с поочередным экстрагированием гильз имел .45-й калибр (11,43-мм), вес 1,02 кг и начальную скорость пули 198 м/с (патроны на дымном порохе). Правда, офицеры уже начали получать самовзводные Кольты «Нью-Арми» М.1892 с откидным барабаном и одновременным извлечением гильз (но заряжание и у него тоже было поочередным). Данное оружие весом 0,94 кг использовало патроны с бездымным порохом, имело калибр .38 (9-мм) и начальную скорость пули 250 м/с. Это был действительно передовой для того времени образец, послуживший основой для создания большинства последующих американских револьверов (правда, уже не столько армейских, сколько полицейских и гражданских). Однако, вопреки восторженному отношению «антинаганщиков» к «выкидному» Кольту, который они сегодня (ничего, что прошло уже 126 лет?) прочат русской армии того времени вместо Нагана, модель 1892 года еще страдала рядом «детских болезней». У «1892-го» была ненадежная фиксация барабана, не совсем точное совпадение камор барабана с отверстием ствола и т.п. Конечно, в последующих версиях Кольта большинство этих недостатков было устранено. Но это произошло с течением времени; технического совершенства армейский «выкидной» Кольт достиг только к середине 1-й мировой войны. В 90-е же годы 19-го века, когда Наган выигрывал российский конкурс, «сырой» «Нью-Арми» пока было трудно отнести к разряду самых надежных образцов, да еще и с высокой точностью стрельбы. Это, кстати, вскоре подтвердила война на Филиппинах, где данный револьвер опозорился, заработав репутацию «совершенно бесполезного оружия». Недаром мощный надежный старичок «Писмейкер» с его медленным поочередным экстрагированием отстрелянных гильз все еще оставался на вооружении США. Лишь после разработки целого ряда постепенно совершенствовавшихся «выкидных» моделей, американцы создали действительно надежный армейский револьвер - Кольт «Арми» образца 1917 года.

-7

Нельзя пройти так же мимо револьвера японской армии, - ведь уже в 1904 году началась русско-японская война, в которой российскому Нагану противостояли «стальные самураи». Нижние чины и часть офицеров японской армии все еще пользовались американским Смит-Вессоном 1871 года – тем же револьвером, что до 1895 года состоял на вооружении российской армии. Но офицерский состав армии Микадо постепенно перевооружался на новый револьвер отечественной разработки – Хино тип 26. Револьвер Хино тип 26 был принят на вооружение армии «Страны восходящего солнца» почти одновременно с появлением в России Нагана – в 1893 году. Это был современный мощный 9-мм образец весом 0,93 кг, конструктивно подражавший «переломкам» Смит-Вессон и Веблей. Он стрелял патронами с бездымным порохом (начальная скорость пули 229 м/с), и относительно быстро перезаряжался: при открывании «переломной» рамы гильзы удалялись автоматически (но новые патроны вставлялись по одному). Правда, все эти превосходные для того времени качества данного оружия перечеркивались неудачным спусковым механизмом, разработанным «с явным японским акцентом». УСМ Хино-26 был исключительно самовзводным, предварительно взвести на нем курок пальцем было нельзя. Самовзвод же револьвера был тугим и потому срабатывал медленно, из-за чего точный выстрел из этого оружия на мало-мальски приличную дистанцию был практически невозможен, а скорострельность получалась невысокой. Тем не менее, несмотря на столь существенный недостаток, Хино-26 без изменений оставался на вооружении японской армии вплоть до конца 2-й мировой войны!

Японский револьвер Хино тип 26 (1893 г)  имел переломную раму и одновременное извлечение гильз
Японский револьвер Хино тип 26 (1893 г) имел переломную раму и одновременное извлечение гильз

Таким образом, подводя итоги обзору моделей короткоствольного оружия, состоявших на вооружении крупнейших держав в момент принятия Россией револьвера Наган, приходится признать, что этот револьвер – самый легкий и малогабаритный из всех современных ему армейских образцов основных стран мира, к тому же на момент принятия - и самый многозарядный. При этом Наган благодаря системе обтюрации, исключавшей потерю энергии при выстреле - еще и самый мощный (по понятиям конца 19-го века, опиравшимся на начальную скорость пули и ее пробивную способность). Правда, останавливающее действие калибра 7,62-мм не очень высокое; однако в то время этого еще не понимали и рассчитывать не умели (это же «позапрошлый» век, а ведь даже в наши дни данная проблема еще не решена окончательно и однозначно).

-9

Что касается скорости перезарядки – Наган в этом был равен большинству револьверов своего времени, уступая в данной области только новейшим: британскому Веблею, японскому Хино, французскому Лебелю и американскому Кольту «Нью-Арми». Причем в реалиях ближнего боя, когда быстрая перезарядка револьвера является проблемой даже для «переломной» и «откидной» систем, 7-зарядный Наган несколько выигрывал перед остальными образцами с их 6-ю зарядами. Единственное оружие, превзошедшее в этой области Наган – 8-зарядный австрийский револьвер Раст-Гассер; но он появился только через 3 года после Нагана и стал последним в истории армейским револьвером с поочередным заряжанием. И хотя в начале 20-го века разрабатывались уже только револьверы с «откидной» и «переломной» системами, устаревшие «поочередники» в боевых условиях 1-й мировой войны показали себя ничуть не хуже новых револьверов. Они даже имели определенное преимущество перед «быстрозарядниками». Ведь в «откидных» и «переломках» экстракторы выбивали одновременно все гильзы; соответственно, для перезарядки стрелкам необходимо было отстрелять весь барабан. Из-за этого во время отражения атаки к «пиковому», «рукопашному» моменту боя в револьвере могли остаться всего 1-2 патрона, а попытавшийся перезарядить свой револьвер стрелок на минуту-другую и вовсе становился беззащитным. «Поочередная» же система позволяла прямо в коротких паузах стрельбы дозаряжать оружие, заменяя в барабане патронами только что отстрелянные гильзы; в результате к решающему моменту схватки опытный стрелок мог иметь полностью заряженный барабан.

Таким образом, подводя итоги сравнению Нагана с его современниками (с учетом новейших револьверов, поступивших на вооружение армий уже после Нагана), мы получаем оружие примерно на «четверку» по школьной системе баллов. Хороший на то время револьвер для не очень богатой (вернее, не умеющей распоряжаться своим богатством) страны. Да, конечно, конструкция Нагана уже не имела перспектив и возможностей для развития, в противоположность Кольту «Нью-Арми», который в плане технологии превзошел Наган и стал прародителем целой серии револьверов нового типа. Однако не нужно забывать, что Кольт «Нью-Арми» 1892 года – это совсем не Кольт «Арми» обр. 1917, и уж тем более – не Кольт «Питон» 50-60 гг. 20-го века… Основными недостатками этой модели были: слабый (хоть и более крупнокалиберный) патрон со слишком малой навеской пороха, и ненадежная система фиксации барабана. Из-за этого барабан мог откинуться в сторону в самый неподходящий момент – во время стрельбы! Кроме того, барабан «Нью-Арми» на вращении, вместо того, чтобы прижимать поворотную серьгу барабана к рамке, работал на ее отрыв. В результате во многих образцах этого оружия каморы барабана не совсем точно совпадали со стволом, отчего на пулях образовывались царапины и задиры, влиявшие на точность стрельбы. Мало того, помявшаяся при ударе о край ствола пуля могла вообще в нем застрять, останавливая в стволе и следующие за ней пули, пока полностью забитый ствол не разрывало. В Нагане же благодаря системе обтюрации эта проблема была успешно решена. Так что, и по надежности конструкции, и по точности выстрела «отсталый» Наган заметно превосходил «передового» Кольта…

Револьвер Кольт с выбрасывающимся вбок барабаном. Его ствол разорвали застрявшие в нем пули; система обтюрации Нагана исключала подобную поломку
Револьвер Кольт с выбрасывающимся вбок барабаном. Его ствол разорвали застрявшие в нем пули; система обтюрации Нагана исключала подобную поломку

Однако в реальности все это было уже неважно. Буквально через год после принятия на вооружение Нагана «прозвенел первый звонок»: в Германии поступил в коммерческую продажу первый боеспособный серийный пистолет - Маузер С.96, еще громоздкий и неуклюжий, но уже превзошедший по своим характеристикам все без исключения армейские револьверы мира. В один миг все – даже еще только разрабатывавшиеся, еще «лежавшие в чертежах» армейские револьверы устарели, стали анахронизмом (только консервативно мыслящие военные начальники тогда этого не поняли). Еще через 4 года Джон Мозес Браунинг начал массовый выпуск великолепного, пока еще гражданского пистолета - Браунинг обр.1900 года. В нем великий оружейник заложил основные черты современной компоновки этого вида оружия. Появление Браунинга-1900 вызвало «пистолетный бум» во всем мире, и наиболее дальновидные офицеры разных армий уже тогда начали в частном порядке заменять свои барабанные Гассеры, Кольты, Лебели и Наганы на скорострельные пистолеты. А в 1903 году появление новой версии Браунинга – полнокровного крупнокалиберного, но компактного армейского пистолета, да еще и с пристегивающейся кобурой-прикладом! – поставило окончательную точку в армейской биографии Его Величества Револьвера. И страны одна за другой начали переходить на пистолеты; правда, для многих этот процесс оказался довольно долгим…

И не вина «жертвы технической революции» – отечественного армейского револьвера - в том, что у Российской империи, а затем и у Советской республики не было средств и времени для замены этой системы оружия, слишком быстро устаревшей из-за бурного развития техники. Длительное время нашей стране было не до третьестепенного вида вооружения. Ведь все силы были брошены на создание и массовое производство более значимых и важных для ведения войны образцов: пехотного самозарядного и автоматического оружия, артиллерии и тяжелой техники. Когда же такая возможность появилась, Красная Армия тоже перешла на пистолеты…

Русский револьвер Наган и его родственники

Главный револьвер Российской империи (1): почему именно Наган?

Какие пистолеты царское правительство рекомендовало покупать русским офицерам

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.