В этом году будет тридцать лет, как перестал существовать Советский Союз. Уже родилось и выросло целое поколение россиян, которые не были гражданами страны Советов.
СССР представлял собой во-многом самодостаточное государство с полным циклом производства многих, в том числе потрясающе сложных изделий. Сейчас в мире нет государств, которые на своей территории полностью могут воспроизвести весь цикл создания пассажирских самолетов в серийных масштабах, или самостоятельно создать и содержать орбитальную станцию. Конечно замкнутость экономики на себя в то же время определила и ее слабые места. Закон абсолютных и относительных преимуществ, сформулированный еще в позапрошлом веке, никто не отменял.
В конечном итоге глобальный эксперимент провалился. Построение коммунизма через социализм в отдельно взятой стране признали тупиковой ветвью эволюции. А национальные окраины решили, что самостоятельно смогут добиться более значительных результатов в развитии. Вследствие перекосов в плановой экономике и распределении общих ресурсов страны в ущерб центру жители ряда советских республик решили, что именно их страны несут на себе несоразмерное их выгоде бремя содержания всего государства. Началось развитие центробежных сил, которые в итоге привели к событиям 1991 года.
В 1992 году уже не существовало Советского Союза, не было единого экономического пространства, появился ряд неведомых до этого политических и социальных проблем, но очевидно также, что возникло чувство свободы, надежда на ускоренное развитие и улучшение благосостояния. Вера в демократию была как никогда сильна.
В качестве исходных данных возьмем показатели ВВП по ППС по данным МВФ за 1992 год. Динамику будем отслеживать по 2019 год, поскольку 2020 год только завершился и доступны еще не все данные.
Крупнейшими образованиями на пространстве бывшего СССР и по территории, и по человеческому потенциалу, и по размеру экономики являются: Россия, Казахстан и Украина. Что видно в нижеприведенном графике:
Более наглядна динамика изменения соотношения доли каждой 3 крупнейших республик, а также пула остальных - в диаграмме:
Ну и наконец основной показатель благосостояния государства - ВВП по ППС на душу населения:
График показывает наиболее крутую экспоненту у "Прибалтийских тигров". Но у них и старт был высоким - в течение десятилетий пребывания в составе СССР они являлись западной витриной социализма: "оккупанты" вкладывали в прибалтику серьезные инвестиции, поскольку промышленности до 40-х годов XX века в этих странах не было. К концу периода "оккупации" страны Прибалтики стали флагманом производства советской бытовой электроники, обзавелись неплохой автомобильной промышленностью (РАФ), стали крупными портовыми хабами запада СССР.
В настоящее время высокий ВВП на душу населения не говорит о реальных успехах экономики этих стран. Входя в ЕС, они не являются полноценными хозяевами своей экономики, а микроскопическое население не позволяет считать подобные данные достаточно репрезентативными. Прибалтийские республики постепенно возвратились в аграрно-хуторское состояние. К этому их толкает старая Европа, которой изначально не были нужны новые производители продукции с высокой добавочной стоимостью. А продукцию аграрного сектора, пожалуйста - получите свою квоту.
Показатели Российской Федерации неплохо выросли с 1992 года. В-целом, по состоянию на 2020 - 2021 г. наша страна обладает достаточно здоровыми показателями по сравнению с большинством соседей по постсоветскому пространству. Причиной этого явилось наличие промышленной базы, значительное население, качественное образование и огромные природные ресурсы. Страна в-целом оправилась от проблем переходного периода после 1998 года. С этого периода ВВП стабильно рос и два провала на графике обусловлены объективными причинами - мировой экономический кризис 2008 г. и начало санкционного давления с 2014 г.
Неплохие показатели у Казахстана - эта страна также обладает значительными ресурсами, хорошим образованием, но есть и проблемы: численность населения относительно небольшая, и еще есть отток русскоязычных граждан. Экономика тесно завязана на Россию. При более самостоятельной внешней политике страна отошла бы в зону влияния Китая.
Украина является одним из аутсайдеров по темпам роста. Обладая на старте мощной промышленностью, доставшейся от УССР, выгодным географическим положением, плодородными землями, она умудрилась к 2021 году оказаться практически аграрной страной. Депутат украинской рады Даниил Гетманцев: "На закате СССР Украину сравнивали с Францией: примерно та же численность населения, такая же площадь, примерно одинаковые экономические показатели. Потом нас начали сравнивать с Польшей. А сегодня мы себя с Габоном не можем сравнить, потому что там ВВП на душу населения больше, чем в Украине". Ссылка ниже.
Остальные страны бывшего СССР не являются сколько-нибудь крупными участниками международных отношений. Их показатели ВВП сравнимы с показателями отдельных Российских регионов.
Стоит лишь отметить, что самые низкие показатели ВВП на душу населения у трех среднеазиатских государств: Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Внутренние противоречия и слабая промышленная база не позволили этим странам существенно улучшить свое благосостояние. Их экономика также продолжает зависеть от России, как и при СССР, но только теперь нет такого потока бесплатных благ. Поэтому практически единственным ресурсом для экспорта стали трудовые мигранты.
Также, нельзя забывать про обострение таких конфликтов как Нагорный Карабах, Абхазия, Приднестровье, Донбасс, что было немыслимо в рамках единого государства. Кровопролитие в этих регионах стало платой за самостоятельность.
В качестве общего вывода можно подчеркнуть, что самостоятельное плавание никому из государств, возникших на обломках СССР не далось легко. Разрушенные экономические связи привели к коллапсу многих отраслей этих стран. Политические и демографические противоречия теперь не всегда решаются мирным путем. Ну а кто получил наибольшую выгоду от раздельного существования, так тут и нет однозначного ответа. В краткосрочной перспективе хорошо устроились прибалтийские государства - но цена за краткосрочный успех может быть очень высока. В долгосрочной - больше дивидендов у России: теперь не надо содержать неэффективные окраины, отношения с ними перешли в экономическую плоскость. Ну а наименее выгодной самостоятельность оказалась для Украины и среднеазиатских лимитрофов.