Найти тему

Читать или не читать современному ребенку. Удивительно, но не для всех взрослых ответ очевиден. Часть 2.

Это так трудно — складывать буквы в слова. Для ребенка 12 лет. В моей школе из 50 пятиклассников читают двое. Двое, Карл!

Фото с ресурса Pixabay. Автор - Pexels
Фото с ресурса Pixabay. Автор - Pexels

В первой части этого материала я описала свое видение отдаленных целей чтения. Сегодня хочу поразмышлять над ближними целями, т. е. ответить на вопрос: а что получает ребенок от чтения прямо сейчас, в тот момент, когда читает.

1. Развитие кругозора. Действительно, мы ведь читаем, чтобы узнать что-то новое. Есть, конечно, люди, которые читают ради наслаждения стилем конкретного автора, но это вряд ли относится к пятиклассникам.

Чем шире кругозор, тем больше возможностей. Многие и профессию в 9 классе выбрать не могут, потому что не знают, что в мире есть интересного.

Здесь мне возразят, что все то же самое можно узнать а) из телепередач/ютуба; б) путешествуя в реале.

Мои контраргументы.

Сначала по поводу видеоинформации в любом формате. Наверняка многие замечали, что пока смотришь передачу, она интересна, захватывает, увлекает. Но вот она закончилась и — все. В памяти осталось только впечатление о том, что было интересно.

На мой взгляд у видеоинформации часто присутствуют в разном сочетании следующие недостатки:

- слишком быстрая подача материала;

- бессистемность, отсутствие структуры, стремительные переходы от одной мысли к другой;

- невозможность быстро найти нужный кусочек для повторения, уяснения. (Возможно, на видеороликах можно ставить какие-то метки, но вряд ли дети это умеют. А если умеют, то вряд ли пользуются. Закладку в книге всяко быстрее сделать).

Говоря короче: видеоинформация плохо откладывается в памяти и неудобна для повторения.

Что касается путешествий, то не у всех есть возможность путешествовать. Здесь ребенок зависит от желаний и финансовых возможностей родителей. Да и путешествия часто бывают весьма поверхностны. Природу увидеть можно, а вот история страны и многое другое часто остаются «за кадром».

Много ли расскажет экскурсовод? Многое ли запомнится?

2. Лексикон. Представьте себя с весьма посредственным английским в англоязычной стране без переводчика (я сама такая, к сожалению). Дорогу еще найдете, а вот поддержать разговор не получится.

Многие дети примерно так же чувствуют себя в школе. «Все понимают, а сказать не могут». В бытовой речи все хорошо (если не считать того, что не все представляют себе скалку или дуршлаг — вполне обыденные до сих пор предметы). Учебная речь пробуксовывает. Отсюда нежелание, а часто и невозможность отвечать учебный материал. Следовательно, снижение успеваемости по так называемым устным предметам.

Даже описание комиксов, любимых мультиков выглядит примерно так: «Ну, в общем, тот чувак...» Детям все понятно, но более опытный человек видит бедность речи.

Сравните книгу и ее экранизацию. На экране мы видим героев, которые во что-то одеты, действуют какими-то предметами (оружием, посудой, приборами). Но мы узнаем названия едва ли сотой части этих вещей. Автор же книги вынужден все это называть. И ребенок волей-неволей пополняет лексикон.

Вспомнился роман Урсулы ле Гуин «Волшебник Земноморья». В нем есть дивная мысль: зная имена вещей, мы владеем миром. И волшебники Земноморья годами узнают и запоминают имена вещей. Каждой травинки, каждой тычинки.

И снова предвижу возражения. Да, многие дети отлично говорят, формулируют что угодно, ничего не читая. Такой эффект возможен в семьях, где родители много говорят с ребенком, побуждая его к монологической речи. Обсуждают с ребенком впечатления от поездок, праздников, путешествий, просмотренных фильмов. Возможно, много читали ребенку в раннем детстве.

Но я сейчас о других детях. О тех, кому не повезло и у кого лексикон без чтения так и не сформировался.

Кстати, чтобы пассивный лексикон превратился в активный, нужно не просто читать, а пересказывать. Чем и занимается начальная школа. Но мало.

3. Воображение. Ничто так не стимулирует воображение, как текст. А если еще в паре с творчеством (рисование героев, лепка и т. д.), то мы получаем основной двигатель развития мозга.

Фильмы, комиксы — это все хорошо, но это готовая картинка. Читая или слушая текст, ребенок сам от начала до конца превращает словесные образы в визуальные.

Однажды я заменяла урок русского языка в 8 классе. В упражнении было такое предложение:

«Паром ткнулся в глыбу, описал странный полукруг — оглобли прочертили по звездам удивительную кривую — и вошел вновь в спокойные воды».

Это отрывок из произведения Б.К.Зайцева «Путешествия Глеба». Я спросила ребят, а что, собственно, произошло. Что описывается в этом предложении.

Определили только, что дело было ночью.

По звездам определили.

На остальное не хватило лексикона и воображения.

Тогда мы разобрали значение слов «паром» и «оглобли». Оказалось, что все это видели в кино , но не знали, как называется. Выяснили, почему оглобли на пароме направлены вверх. Нарисовали их траекторию — «удивительную кривую». И тогда только дети сказали: «А-а-а, так вот в чем дело!» и смогли правильно расставить знаки препинания, что и требовалось по заданию.

4. Эмпатия. Ютуб и даже телевизор полон роликами, в которых человек падает или попадает в иную ситуацию, требующую помощи. Но у автора ролика даже рука не дрогнет. И в кадре помощи тоже особо не видно.

Меня это пугает. Сама видела, как дети, видя дерущихся, даже не пытаются разнять или позвать взрослых. Они заняты — снимают на телефон.

Однажды двое сцепились у меня за спиной, пока я с доски стирала. Обернулась — вокруг все стоят, видимо, не сообразили, что произошло. Я испугалась, полезла разнимать, останавливать. Вижу краем глаза — один мальчик достает смартфон и начинает меня снимать. А помочь? Нет, зачем. Прикольно же!

Девятый класс!

Цель съемок — выложить на ютуб. Эмоции пострадавших не волнуют. «Ачотакова?»

В книгах описаны сотни, тысячи проблем, с которыми сталкиваются герои. Как поступит человек в той или иной ситуации? Размышления над этим немало способствуют становлению человечности.

Если в программу по литературе внести такие произведения, как «Сердечная недостаточность» Анатолия Алексина, то сколько можно извлечь из нее, литературы, пользы?

Да, конечно, есть люди, которые не читали или почти не читали, а выросли вполне достойными гражданами. Низкий поклон их родителям.

Но нам-то нужно, чтобы таких было большинство. А в идеале — все.

Вот исходная статья, комментарии к которой сподвигли меня на размышления о пользе чтения.

А как вы видите ближние цели чтения? Добавьте то, что я упустила. Делитесь мнениями в комментариях.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.