НиХао! Давно хотел дополнить и расширить статью об одном очень интересном стиле китайского ушу "внутренней семьи" (нейцзя цюань) - тай и усин цюань. Не смотря на тотальную известность у нас и в мире - тайцзи цюань, многие иные стили внутреннего толка остаются у нас практически не известными и малоизученными. Устраняю неровность.
Сегодня уданское #ушу стало очень известным, благодаря изменению политики КНР в отношении культурного достояния даосской традиции. Даосские центры в горах Удан стали меккой для многих туристов и поклонников ушу, где можно увидеть обилие самых разных стилей китайского ушу, часто выдаваемых под брэндом "уданское ушу". Однако серьёзные исследователи этой темы говорят о том, что практически большинство из них не имеют никакого отношения к Удану. Многие стили были привезены туда уже в наше время, многое было разработано уже сейчас, большинство первых тренеров были представителями не даосской ортодоксальной традиции, а спортсменами, которые выполняли задание по "возрождению" уданского ушу. Однако не всё так плохо, есть всё же некоторые стили китайского традиционного ушу, которые можно отнести к аутентичному именно уданскому ушу. Одним из таких стилей и есть Тай И Усин Цюань ( 太乙 五行 拳) или "Кулак пяти стихий Великого Единого".
Тай И Усин Цюань ( 太乙 五行 拳) или его полное название Удан Тай И цинь пу эршисань ши (武當太乙五行擒撲二十三式) или "23 позиции кулака захватов и ударов пяти стихий Великого Единого" или его ещё кратко называли Лян И Цюань (二 仪 拳).
Стиль Тай И Усин Цюань - это исконное боевое искусство Удан и, на самом деле, один из наиболее исторически хорошо засвидетельствованных даосских стилей. Устная традиция восходит к Чжан Шоусину (性), даосскому мастеру шестнадцатого века и в восьмом поколении главы уданской секты Драконьх Врат (Лун Мэнь / 龙门 ) во времена династии Мин в годы Хунчжи (1487-1505). Изучив тринадцать позиций (шисань ши / 十三 式) Кулака Великого Предела (#тайцзицюань / 太极拳) Чжан Саньфэна, он объединил их с известной практикой "Игры пяти зверей" (у цинь си / 五 禽 戏) и разработал новый и более практичный боевой стиль, который бы сочетал внутри себя:
1) комплекс гимнастических и полезных для здоровья упражнений, взятый из арсенала "Игр пяти животных";
2) учение о дыхании и движении Ци, т.е. систем даоинь (проведение жизненной энергии Ци в теле человека) и туна (правильное и упорядоченное дыхание или "выдох и вдох") с движением тела и успокоением сердца;
3) боевые приёмы с помощью которых можно "малым одолеть великое".
Этот стиль он и назвал Тай И усин циньпу эршисань ши (太乙 五行 擒 撲 二十 三 式), а в наши дни все знают название стиля уже как Тай И усин цюань (太乙 五行 拳) или "Кулак пяти стихий Великого Единого".
От Чжан Шоусина стиль передавался через линию Уданской школы Драконьх Врат (Лун Мэнь), перейдя таким образом к последнему настоятелю Дворца Пурпурных Облаков Сюй Бэньшаню (徐 本 善) (1851-1932) в конце 19 века. Затем мастер Сюй передал это искусство своему ученику Ли Хелиню (李 合 林) (1898-1930?). Однажды в 1929 году, когда Ли Хелинь практиковал этот стиль в бамбуковой роще за Дворцом Пурпурного Облака, один молодой странствующий даос, посетивший храм, заметил его издалека и стал наблюдать. Желая изучить этот уникальный стиль боевого искусства, молодой человек обратился к мастеру Ли с просьбой об обучении. Недовольный тем, что этот гость храма тайно наблюдал за ним, когда тот практиковал тайный стиль, Ли Хелинь отругал молодого даоса, которым на самом деле оказался некто Цзинь Цзитао (金子...) (1904-1985), младший брат самого Пуйи (溥仪), последнего императора династии Цин. Цзинь Цзытао позже вернулся к господину Ли с сундуком, полным серебра, снова попросил того об обучении. Его просьба на сей раз была удовлетворена. И он стал одним из последних учеников Ли Хелиня.
Два года спустя, в 1931 году, после битвы между коммунистами и националистами за соседний город Сянъян (襄阳), патриарх Сюй принял раненых коммунистических солдат, устроив дворец Пурпурных облаков в качестве временного лазарета.
Генералом побежденных коммунистических войск был Хелун (贺龙) (1869-1969), поклонник боевых искусств, который попросил мастера Сюя показать ему некоторые боевые искусства, которыми так прославилась гора Удан. В течение следующих четырех дней мастер Сюй обучил его Тай И усин цюань.
Генерал Хелун стал в последствии вице-премьером КПК, а это одна из высших должностей в коммунистической партии Китая, с 1954 года до своей смерти в 1969 году. Благодаря дружбе, которую он развил за эти несколько дней в 1931 году как боевой брат мастера Сюя, а также из за чувства долга, которое он чувствовал перед храмом, который поддерживал его и его войска после их поражения, Хелун в некоторой степени защитил Удан во время Культурной Революции, и именно благодаря ему большинство храмов, статуй божеств и реликвий Удана выжили и были невредимым.
Таким образом стиль Тай И усин цюань, это нематериальное культурное наследие и благодетель самого мастера Сюя - сыграло большую роль в сохранении Удана в его наиболее уязвимый момент.
А этот эпизод спасения генерала в Уданских горах мастером Сюем начал обыгрываться в различных сказаниях жанра У-ся, как романтическое сказание, прославляющая Китай с первых дней коммунистической борьбы.
История боевого братства Хелуна и даосского патриарха Сюя стана ценным произведением фольклора, предметом книг и даже комиксов и фильмов от автора Тун Делуна (童德伦), создавшего исторический роман 1991 года о встрече под названием "Helong at Wudang Mountain" (贺龙 在 武当山), который впоследствии лёг в основу одноименного фильма 1994 года (а также комиксам в жанре У-ся и телевизионным эпизодам).
Однако вернёмся к истории самого стиля, после того как стиль Тай И усин цюань был передан Цзинь Цзитао (его маньчжурское имя Айсингёро Пусюань) это искусство ушло в подполье на протяжении большей части 20-го века, и только в 1980 году оно снова появилось.
Мастер Цзинь Цзитао.
Кто же был этот Айсингёро Пусюань (Цзинь Цзитао / 金 弢)?
Цзинь Цзитао родился 26 июля 1906 года в Пекине (ворота Сюань У) в императорской маньчжурской семье. Он был на шесть месяцев моложе, чем Пу Йи (более известный как последний император) и на год старше, чем Пу Цзие. Его мать была из Монгольской благородной семьи и одна из императорских наложниц. Цзинь Цзитао видел своего отца только один или два раза в месяц. В 1910 году ему разрешили находиться во дворце вдовствующей императрицы, где он проживал более трех лет в качестве спутника для учебы с Пу Йи. Он вернулся на родину в 1914 году (9 лет).
У него был сложный характер, чтобы просто исполнять обязанности имперского чиновника, и после получения должности он счел это очень сложным для себя. Поэтому он ушел со своего поста в 1916 году, а кроме того также развёлся с женой. После чего он путешествовал вместе со своей матерью и опекуном через Тяньцзинь, Шанхай, Юэян, Ланьчжоу и Ханчжоу, где они побывали у родственников по пути. Затем его мать и опекун скончались. В 1924 году он женился вновь, но вскоре после этого потерпел ряд неудач: его обманули в бизнесе, в то время как его жена умерла при родах. В столь трагической для себя ситуации он хотел стать монахом или отшельником и в 1929 году оказался на горе Удан, где изучал боевые искусства и даосизм, а затем после принятия в ученики мастером Ли стал практиковать ежедневно Тай И усин цюань. В 1938 году он глубоко погрузился в изучение даосизма. После основания Нового Китая он был нанят в качестве технического помощника в Шанхае некому господину Юэ, где также начал передал боевые навыки.
Тай И усин цюань снова возвращается в Удан
После реформ Дэн Сяопина (邓小邓) в 1979 году родилось движение «назад в Удан», когда даосы были призваны обратно в горы, чтобы попытаться собрать воедино разрушенную культуру и прерванные родословные уданской традиции. Цзинь Цзытао был одним из первых, кто прислушался к этому призыву, и он вернулся во дворец Пурпурного Облака в 1980 году, обучая этой форме небольшую группу, среди которой была женщина-мастер боевых искусств Чжао Цзяньин (赵剑英) (1926-2011), которая изучила его вместе с известным ныне мастером Чжун Юньлуном (钟雲龍), который обучил впоследствии мастера Юань Сюган (袁修刚) в 90-х годах.
Цзин Цзитао говорил, что обучался Тай И усин цюань во время своего короткого пребывания (~ 7 месяцев) на Удане в 1929 году под руководством Ли Хэлина. До 1980 г. никто не видел особо уданское аутентичное ушу, хотя все много слышали о нём. Но в 1980 г. была организованна демонстрация этого уникального метода боевого искусства в городе Тайюане, провинции Шанси на конгрессе посвящённому ушу, там Цзин Цзитао впервые показал это искусство.
Цзин Цзитао стал очень известным в результате этой демонстрации. В 1980-х годах Цзин Цзитао отправился в Удан, где в течение многих недель каждый день обучал местное население боевым искусствам, из которых Чжао Цзяньин и Ян Цунли стали продолжателями традиции стиля и преподавали его когда Цзин Цзитао бывал в отъезде. Группа состояла преимущественно из тренеров провинции Хубэй. Цзин Цзитао также учил студентов в своем родном городе (Хучжоу, провинция Чжэцзян). Также некто Фэй Шенсян был учеником Цзин Цзитао в провинции Чжэцзян, который изучил много боевых искусств и представлял ушу в провинции Чжуцзян.
Госпожа Чжао Цзянинь (赵剑英) (1929-2011) совершила также важный вклад в боевые искусства Удана. Она была преданным сторонником уданского стиля Тай И усин цюань и много преподавала в течение своей жизни, у неё было очень много последователей. Чжао Цзянинь в детстве страдала тяжелой болезнью. Однажды некий солдат заметил её слабое здоровье и предложил научить её боевым искусствам укрепления тела. Она изучила в начале хун цюань и вернула своему телу здоровье. В 1980 году на собрании Национального Ушу она встретила Цзин Цзитао и стала его учеником, полностью овладев Тай И усин цюань и связанные с этим стилем методы. Она также изучила #багуачжан и #синъицюань от господина Ша Гочжена и Лу Цицзянь, в дополнение к различным способам владения оружия, таким как меч тайцзи и "Меч 8 Бессмертных" (басянь цзянь). Её сын, Тан Сяньпин, также хорошо зарекомендовал себя в боевых искусствах.
Содержание системы Тай И Усин Цюань
Иногда этот стиль называют "уданским тайцзи". Хотя это верно только в очень и очень определённой мере. Несмотря на то, что в системе Тай И усин цюань не последнюю роль играет даосская космогония (понятие взаимодействия первоначал Инь и Ян, от уцзи (无极) к тайцзи (太极) и к полярному разделению лянъи (两仪)) всё же стиль больше прорабатывает именно последний аспект, т.е. разделении сил Инь Ян. На практике он выполняется медленно, хотя и немного быстрее, чем тайцзи (Ян, У, Сунь). И в отличии от тайцзи, где много сосредотачиваются на дыхании туна (吐纳) и гармонизации хуньюань ( 混元 ), или "изначального хаоса Вселенной", стиль Тай И усин цюань фокусируется больше именно на разделении сил Инь и Ян в теле, проявляющейся часто во взрывном выбросе усилия фа цзинь (发 劲) и на особом разнообразии этой взрывной силе, известной как хуньюань цзинь (混元 劲) или «сила первозданного хаоса».
В начале изучается базовая работа или цзибэнь гун (基本功): положения рук ( шоу син / 手 型), техника рук (шоу фа / 手法), техника перемещений (бу фа / 步 型), техника ног ( туй фа / 步法). Далее изучается сама форма Тай И усин цюань (太乙 五行 拳) из которой и состоит вся система. Она насчитывает 23 позиции (25 с началом и окончанием) и примерно 81 движение. Различают 5 стихий, каждая из которых проявляется в одной из форм "животных". Далее пять элементов применяются к основным направлениям, таким как вперед, назад, влево, вправо и в центре, которые, в свою очередь, относятся к методам последовательности, таким как вход, выход, поворот влево, поворот вправо и поддержание центра, также эти элементы также соотносятся с внутренними органами (селезенка, сердце, легкие, печень и почки). Также в стиле есть парная боевая работа саньшоу (散 手), она состоит из таких упражнений как: "Поводья лошади на краю утеса" ( лема хуанья /勒马 悬崖), "Дно океана, Облачная вершина" ( хай ди дин юнь / 海底 顶 云), " Повернуть тело и поддержать Небо" ( чжуань шэнь то тянь / 转身 托 天 ), "Леопард несет детеныша" ( баоцзы хань мэй /豹子 含 美 ), "Захватывая затылок, оживляя лес" ( ян цзин цзин линь / 仰 頸 驚 林), "Великая птица Пэн расправляет крылья" ( дапэн чжань чи /大鹏 展翅 ), "Пятнистый олень собирает грибы" ( хуа лю цзай чжи / 花鹿 采 芝) , "Золотая обезьяна крадет эликсир" ( цзинь хоу цзе дань / 金猴 窃 丹), "Пьяный сон в Нефритовом озере" ( цзуй во яо чи /醉卧 瑶池).
А также есть отдельное обучение внутренней наработке или #нейгун (内功). Оно состоит из: искусство выброса усилия фа цзинь (发 劲), а также практики "12 техник вращений девяти дворцов" (цзюгун сюаньчжуань шиэр чжуан фа / 九宫 旋转 十二 桩 法).
Боевая стратегия Тай И Усин Цюань
В тишине и спокойствии создается фундамент и прочная база. Мягкость - это ключевой аспект в форме, Дух (Шэнь) держится прямо (т.е. возвышенно и спокойно), а намерение устойчивое. Из неподвижности происходит движение. Мягкость преодолевает твердость. Ориентация на осознанное намерение и не сосредоточен на мышечной силе; следует искать тишину / спокойствие, в спокойствии искать движение, делать упор на намерение, а не на форму: намерение, Ци, Цзинь (сила-усилия) и лишь затем форма. Сердце и дыхание взаимно следуют друг другу, применяют трансформацию / нейтрализующую силы противника, а не жесткое сопротивление. Движения должны быть предельно точны, а дыхание глубоким и гармоничным.
Особые моменты по практическому применению Тай И усин цюань
Корпус должен опускаться вниз на бёдра и центрироваться, структура должна быть компактной и плотной, талия следует за бедрами в поворотах, плечи и бедра взаимно согласованы, обе руки закруглены, ноги движутся в изогнутых линиях; круговые движения совершаются с мягкостью; двигаться как змея, быть мягким, как шелк. В практическом применении этот метод является уникальным способом боевого искусства (т.е. метод борьбы, рукопашного боя). Данное направление акцентируется на приёмах по нейтрализации силы используя мягкое усилие , активно используя принцип "рычага", когда малым усилием побеждается большое, а также активно используются искусство циньна (система захватов и удержаний) и дяньсюэ (дяньсюэ - древнее искусство поражения жизненно-важных важных точек на теле человека, даосское искусство берущее начало в традиционной китайской медицине).
Культивирование здоровья через Тай И усин цюань
Дыхание является естественным, все тело расслаблено и свободно. Сердце успокаивается, пока ум осознает. Дух воскресает и прогрессирует, внутренний и внешний контур (круг) взаимосвязаны. Применяют циклы движения Инь и Ян, метод тела остается в центральном равновесии, если намерение прибывает, Ци прибудет, Ци движется с осознанным намерением. Многие движения являются гимнастическими и прекрасно тренируют тело, есть элементы повышенной сложности и элементы на равновесие (пинхэн фа). Всё это вместе даёт мощный оздоровительный эффект, как для тела, так и для сознания (психики) практикующего.
Прямая линия передачи и наследники передачи
(дичуань пусицзи дайбяо син чканьчен жэнь / 嫡传 谱系 及 代表性 传承 人): 1) Чжан Шоусин (张守 性) (15-17 века)
2) Чжан Тайлинь (詹太林) (1625-1712)
3) Чэнь Цинцзюэ (陈清 觉) (1606-1705)
4) Лю Имин (刘一明) (1734-1821)
5) Хэ Янчунь (何 阳春) (19 век)
6) Ян Лайван (杨 来 旺) (ум. 1909)
7) Ван Фумяо (王 复 渺)
8) Сюй Бэньшань (徐 本 善) (1851-1932). Настоятель Сюй учил этому множество учеников, в том числе Чжэн Хэ Ю (合 玉), который передал его Ван Цзяохуа (王 教化) (1901-1989), Цзинь Цзытао и Ван Цзяохуа и др.
9) Ли Хелин 李 合 林 (1898-1930)
10) Цзинь Цзитао (金子弢) (1904–1985)
11) Чжао Цзяньин (赵剑英) (1926-2011)
12) Чжун Юньлун (钟云龙) (р. 1964) - Юань Сюган 袁修刚 (р. 1971).
Тай И Усин цюань как аутентичное наследие даосского ушу
В 2006 году представители местного правительства попытались создать официальную стандартизированную форму Тай И усин цюань, исключив некоторые движения и добавив другие, объективно ухудшив традиционную компоновку формы, а внутреннюю работу убрав вовсе. Как только чиновники ушли, все вернулись к традиционной практике. То, как это было сделано, обнадеживает будущность Уданского ушу, которое не смотря на последние веяния модернизма и коммерциализацию, имеет естественную тягу к традиционным корням.
В целом можно сказать что система Тай И усин цюань является уникальным достоянием уданского ушу, в котором собраны и синтезированы как методы продления жизни так и очень специфичная система боя, направленная на "слабым победить сильное". Кроме того направление Тай И усин цюань является очень красивым и эстетичным и способно вызывать чувство глубокой гармонии у практикующих.
Удачи в практике!
Данная статья не является учебным пособием, но лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника.