Серпуховским мотозавод возник в 1939 году, но постройка его основных (старых) корпусов была начата еще до первой империалистической войны 1914 года. Строительство финансировал фабрикант Коншин, решивший сосредоточить в одном месте своих выбывших из строя престарелых рабочих. С этой целью строились жилые корпуса, здания вспомогательных служб и, конечно, церковь.
Дворянка Александра Ивановна Коншина в своем духовном завещании велела: " выстроить на моей земле в Серпуховком уезде, близ города Серпухова, при деревне Скрылся, больницу для неизлечимо больных... и богадельню... на этой же земле должна быть выстроена церковь, дома для церковнослужителей и все здания и сооружения для правильного ведения больничного дела....для этого я назначаю миллион рублей .... на содержание храма назначаю капитал в государственной ренты 100 000 рублей.... для содержания притча 75000 рублей... " (25 октября 1914 года)
Война, а затем революция, помешали капиталисту осуществить свой «благотворительный» замысел. Незаконченные стройкой здания пятнадцать лет простояли в лесах, пака, уже по решению Советского правительства, были завершены и использованы для размещения в них трудовой колонии НКВД несовершеннолетних правонарушителей.
Колония просуществовала десять лет, с 1929 по 1939 год. С учебно-воспитательной целью в ней были организованы производственные цехи и мастерские. В 1939 году здесь изготовлялись станочки для шлифовки тракторных клапанов, токарные патроны, слесарный инструмент (тиски, клуппы), цветное литье для Харьковского арифмометрового завода и алюминиевые ложки.
9 мая 1939 года за подписью А. И. Микояна вышло в свет постановление Экономсовета при СНК СССР № 428 «Об организации производства малолитражных мотоциклов». Первый пункт его гласил:
«Предложить НКВД СССР в месячный срок передать Народному Комиссариату общего машиностроения территорию, строения и оборудование трудовой колонии в городе Серпухове для организации завода по производству малолитражных мотоциклов».
Выполняя постановление Экономсовета, нарком общего машиностроения издал приказ, в котором поручил начальнику Главмотовелопрома произвести приемку трудколонии для организации на ее базе завода по производству малолитражных мотоциклов с непосредственным подчинением его Главмотовелопрому. Здесь определялась, и программа выпуска заводом мотоциклов: 1939 год — 300 шт., 1940 г. — 8000 шт., 1941 г. — 15000 шт., т. е. полная проектная мощность.
Главмотовелопромом была создана комиссия для приемки от НКВД территории, зданий и оборудования трудколонии под пред-
седательством заместителя начальника Главка А.К. Потапова. Он же был назначен и временно исполняющим обязанности директора нового завода.
7 июля 1939 года вышло сразу два приказа: наркома общего машиностроения и начальника Главмотовелопрома. В первом начальнику Главка предписывалось создание группы специалистов для разработки технического проекта и технологии, а также утверждались проектная мощность завода и смета затрат.
Во втором и. о. директора завода тов. Потапову поручалось принять к неуклонному выполнению план-график реконструктивных работ, а главному инженеру СМ3 В. И. Коваленко предписывалось в пятидневный срок оформить техническую документацию и расчеты по проектным работам. Этот знаменательный день (7 июля) и принято считать днем рождения завода.
Между тем полным ходом шла приемка «наследства» новым хозяином. Приемной комиссии пришлось встретить немало трудностей. Так, данных о геологии и гидрогеологии у трудколонии не оказалось, генеральный план был неточным и недостаточно полно отражающем рельеф местности. Если строительная часть корпусов находилась в относительном порядке, то дворовое покрытие и тротуары во многих местах были разрушены, а столбы полукилометрового деревянного забора сгнили.
Еще в худшем состоянии оказалось механическое оборудование, установленное в четырех корпусах, в цехах — токарном, слесарном, ложечном, инструментальном, кузнечном и литейно-прокатном. Заводом было принято от трудколонии 124 единицы прессов и станков по обработке металла, два прокатных станка для алюминия и 5 деревообрабатывающих станков. Большая часть оборудования была устаревшей конструкции с физическим износом до 80%. Принятое электрооборудование состояло из двух трансформаторов, одного масляного выключателя и 255 электромоторов, в большинстве реставрированных из утиля и требующих неотложного ремонта.
С вышеперечисленными ресурсами завод и вступил в жизнь. Вновь организованный конструкторский отдел во главе с В. И. Латышевым стал работать над совершенствованием мотоцикла МЛЗ с двухтактным двигателем, 125 см3 , мощностью 3 л. с.
В программе завода, кроме мотоциклов и запчастей к ним, были запланированы: выпуск учебных разрезных моделей моторов из некондиционных и бракованных деталей, производство необходимой упаковки для изделий и ширпотреб (оконные и дверные ручки, рамки для фотокарточек, ножи для фруктов и пр.). В программу была включена также стоимость услуг своему-заводу по капитальному ремонту зданий и оборудования. Кадры предприятия образовались из бывших работников колонии, специалистов, присланных Главком, и рабочих, а также специалистов, нанятых со стороны.
Вскоре, наряду с капитальным ремонтом основных средств, завод по изготовлении необходимой оснастки приступил к выпуску продукции. Естественно, что он не мог изготовлять все необходимые детали. В порядке кооперации предприятие стало получать:
С Подольского механического завода алюминиевое литье (поршень, картер, головка цилиндра, крышка цилиндра и пр.), чугунное литье (цилиндр и поршневые кольца), литые бронзовые втулки.
С Ижевского машиностроительного завода крупные штампованные заготовки рам, обода и др.
С Ленинградского завода «Треугольник» — резиновые изделия (мотошины, камеры, педали, трубки и др.).
В покупные детали входили шарикоподшипники, иглы, свечи, спицы, краники.
Характер кооперации определял состав цехов. На заводе не было литейки и кузницы.
С какими трудностями развивалось производство, можно судить хотя бы на примере лакировочного цеха.
В то время все цехи размещались в одном корпусе (старом № 1). Под лакировочный цех была отведена часть второго этажа. Монтаж цеха закончился в начале 1940 года. Цех имел два отделения с примитивным кустарным оборудованием. В одном — детали готовились к покраске, здесь стояли столы для мокрой шлифовки деталей. Во втором отделении были установлены две ванны для покраски деталей, стеллажи с корытами для их подвески, два сушильных шкафа, стеллажи для хранения. Все это было нестандартное оборудование, изготовленное ремонтным цехом завода. Окраска деталей производилась методом окунки. Объем работы был небольшой. В 1940 году завод выпустил только опытную партию мотоциклов МЛЗ.
Административно-технический персонал состоял из начальника цеха Г. В. Талаевой, технолога О. А. Калашниковой и мастера Р. Е. Замалиной.
Рабочий состав (за исключением цировщика Н. В. Раменского) представляли также женщины, причем недостаточно квалифицированные. Опыт работы перенимался с Московского велозавода.
В конце 1940 года при начальнике цеха А. С. Крамаренко (Г. В. Талаева приняла гальванический цех) работы прибавилось.
К этому времени состоялось решение Главмотовелопрома об изготовлении на Серпуховском мотозаводе новой модели мотоцикла Л-8 уже с четырехтактным верхнеклапанным двигателем, б 350 см3 , мощностью 8 л. с. На СМ3 с Ленинградского мотоциклетного завода поступила техническая документация.
После соответствующей подготовки предприятие перешло на освоение новых мотоциклов марки. Л-8, первая партия которых в количестве 180 штук была выпущено в июне 1941 года.
Дальнейшего развития производство мотоциклов Л-8, однако, не получило. Помешала Отечественная война.
По материалам книги "СеАЗ 50 лет"
Продолжение следует