Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Подлежит ли строительная площадка постановке на учет как объект НВОС?

Подлежит ли строительная площадка постановке на учет как объект, оказывающий негативное влияние на окружающую среду?

Отвечает юрист Центра Зиновкин Никита:

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно п. 2 указанной статьи Федерального закона постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

¾     выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

¾     сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

¾     хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Таким образом, в случае, если при эксплуатации строительной площадки осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и (или) размещение отходов, данная площадка является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежит постановке на государственный учет.

Указанная позиция подтверждается Письмом Минприроды России от 18 сентября 2018 г. № 12-47/23922 «О постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Необходимо отметить, что положениями Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2398) (далее – Критерии) закреплено следующее:

¾       осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев является основанием для отнесения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, к III категории (пп. 3 п. 6 Критериев);

¾       осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью менее 6 месяцев является основанием для отнесения указанного объекта к IV категории (п. 11 Критериев).

Таким образом, строительная площадка является самостоятельным объектом, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду III или IV категории, и подлежит постановке на государственный учет.