Пока Израиль и Палестина яростно делят Иерусалим, ключи от Святого города лежат в зале № 383 на третьем этаже Главного музейного комплекса Эрмитажа в Санкт-Петербурге. На большую и важную часть Иерусалим — наш.
Объявленный папой римским Урбаном II Крестовый поход (1096-1099) был первой успешной колониальной экспедицией европейцев со времен античности. 15 июля 1099 года крестоносцы отбили у сельджуков Иерусалим, а уже 22-го руководители похода собрались в храме Гроба Господня, чтобы провозгласить основание нового государства.
Иерусалимское королевство на пике своего развития было очень похоже на нынешний Израиль, но с землями Иордании и Ливана. Понаехавшая из Европ элита кичилась своей богоизбранностью, но третировала местное население (что не укрепляло обороноспособность государства). Политического единства страна не знала никогда; все эти маршалы и сенешали беспрерывно конфликтовали друг с другом и с самими собой.
А вокруг толпились исламские государства, готовые в любой момент разорвать неверных на клочки.
В 1184 году иерусалимский патриарх Ираклий отправился искать помощи против мусульман. Буквально каждому влиятельному двору Европы политик предложил замки с ключами от Башни Давида (древней крепости, охранявшей Иерусалим) и храма Гроба Господня — но не королевский титул. Почёт за помощь, но не подчинение. Монархи пожали плечами и остались дома. 2 октября 1187 года султан Египта Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб (aka Саладин) взял Иерусалим.
«После того, как замок и ключ были найдены в 1839 году недалеко от Башни Давида, они были преподнесены Николаю I», — сообщает Эрмитаж. Я не смог узнать, при каких обстоятельствах обрели драгоценный артефакт и кто подарил его императору России — не исключено, что это опять был Патриарх Иерусалимской православной церкви.
И в нашем случае это сработало. Императорское православное палестинское общество (ИППО) и Русская духовная миссия предоставили помощь в обмен на почёт: строили в Святой земле церкви и монастыри, приводили в порядок целые кварталы Иерусалима. Россия финансировала работу пяти больниц в Святой земле и почти 100 школ для православных арабов.
Особый успех имели раскопки на участке земли, который русские приобрели у коптов буквально в 70 метрах от Голгофы. В 1883 году здесь были обнаружены остатки ворот Иерусалима времён Христа с отлично сохранившимся каменным порогом. Римляне казнили преступников за стенами городов. Если в Библии описываются реальные события, то именно через эти ворота прошел Иисус с крестом. И на этот камень (получивший название «Порог Судных врат») ступала его нога. Потрясающая реликвия.
Также здесь нашли руины первого храма Гроба Господня («Константиновской базилики»), построенной Константином Великим ещё в 335 году, и остатки храма римского императора Адриана. Теперь над раскопками возведено русское Александровское подворье. Помню, как в позапрошлом году водил детей по этому подворью, приговаривая, как зажиточный колхозник: «Смотрите — и это наше, и вот это».
А русский женский Спасо-Вознесенский монастырь стоит прямо на верхушке Елеонской (Масличной) горы — той самой, где прошла Тайная вечеря. В 200 метрах от места, с которого, по преданию, вознёсся на небо Иисус Христос.
В 2010-м я присутствовал при крещении дочери друзей в этом монастыре. Помню, как поднимался к куполу собора густой, успокаивающий бас священника. Солнце играло на беломраморном иконостасе. Пахло свечками и немного капустными щами из трапезной. Палестиной не пахло совсем.
Не знаю уж, палестинский Иерусалим, или еврейский. Знаю, что на большую и важную часть Иерусалим — наш.