Здравствуйте мои дорогие подписчики и читатели канала!
На днях, пересмотрев в очередной раз фильм «Девчата», я безумно захотела написать статью про этот фильм.
Вбила в поисковик Яндекса название фильма и стала изучать что уже написали до меня. По хаштегу «Девчата» мне стали нескончаемым потоком литься статьи, отзывы, описания. Это были разборы психологических портретов каждого персонажа по отдельности и всех вместе, сравнения и отличия фильма от книги, интересные факты со съёмок, тесты по определению кто ты из героев и бесконечные отзывы, выводы, умозаключения.
Не понравился факт, что многие писали откровенный негатив, описывая героев или фильм в целом.
Даже мам Вера у горе-психологов умудрилась стать подленькой, а Ковригин очень гадкий и конечно же он бросит в итоге Тосю. Ну а что касаемо главной героини, то это просто сплошной кошмар 🙈 «Единоличница» - самое безобидное, что приписывают Тосе. Даже бедный автор повести Борис Бедный наверное на том свете подумал: «Да, я написал драму, но не настолько же»)
Я решила присоединиться к авторам, которые восхваляют и фильм, и книгу, и актеров с режиссером и даже Худсовет!
Так сказать перейти на позитив и на светлую сторону добра во Вселенной.
Конечно, перечитав большое количество материала, я столкнулась с некой проблемой - так а про что же в итоге писать? Что же такого не написано и что ещё не досказано про этот фильм?
И вот одну деталь я все-таки смогла увидеть, а точнее НЕ увидеть у других авторов и кинокритиков.
Согласие с худсоветом по поводу критики, вырезанных кадров, изменения некоторых деталей в сценарии, утверждение или наоборот не утверждение определённых актеров.
Из Википедии:
Художественный совет (худсовет) — в Советском союзе группа специально назначенных лиц, состоящая из деятелей культуры, а также представителей партийных и государственных органов, имеющая своей задачей рассмотрение художественного произведения любого жанра на предмет установления его художественной ценности и соответствия идеологическим нормам, которая принимала решение о допуске произведения к массовому зрителю, читателю или слушателю. По мнению некоторых авторов — один из видов цензуры в СССР.
Мне попадался материал, где авторы либо критиковали решения худсовета, либо никак не высказывали своего мнения и обходили эти темы стороной. Не знаю как так получилось, но абсолютно со всеми решениями, принятыми худсоветом касаемо фильма «Девчата», я абсолютно согласна. И вот пять деталей, которые по моему мнению, поставили последний штрих в создании шедевра.
Первая деталь
По книге Тося Кислицина не заканчивала Симферопольского кулинарного училища, более того постоянно меняла место работы, не уживаясь на прежней. Она работала и в колхозе, и домработницей. Затем попала на север, но не сразу стала поваром и продолжала учебу в вечерней школе.
Партийная верхушка посчитала, что такая неоднозначная личность, по их мнению, не может стать главной героиней фильма. Да ещё и разбивательницей мужских сердец. Советская героиня должна быть умницей и красавицей. И я с этим абсолютно согласна.
Нет, я ничего не имею против людей без образования и не считаю их какими-то глупыми или недалекими, более того, я даже нормально отношусь к людям, которые меняют часто работу и даже перебирают сферы деятельности. Мне бы мозолил факт, что Тося конфликтовала на прежних местах работы. И поэтому учитывая все эти факты, худсовет здесь прав как никогда. Ведь гораздо приятней видеть девушку, которая с отличием закончила учёбу, в последствии работает по специальности и блестяще и с удовольствием выполняет свою работу.
Вторая деталь
По книге не было двух соревнующихся бригад. Филя работал не понятно где и кем, на страницах он описывается пьяницей и бездарем. А в одном эпизоде он издевался над девушкой и хотел засунуть ей снег за шиворот. Жуть. В общем, худсовет конечно не мог пропустить в прокат ленту с откровенным алкоголиком, который не понятно чем занимается в северном городке тружеников.
В фильме прекрасный второй лидер, добродушный, пытающийся в итоге помочь главному герою.
Третья деталь
Анфиса в книге самая сильная и даже благородная личность. Она набрала бы наибольшее количество лайков, как сказали бы сейчас. Это глубокий персонаж. В конце повести она прекращает серьёзные отношение с проверяющим, не смотря на большую любовь к нему, так как из-за неудачного аборта в юности не может иметь детей. И не хочет толкать на бездетность любимого человека, который планирует детей в будущем. Естественно в патриархальном обществе, где сексизм в сторону женщин процветал, Анфиса падкая женщина, а мужчина, от которого она сделала аборт, обычный гражданин и советский товарищ, живущий и дальше в уважении.
Конечно худсовет не пропустит на экраны истории с абортом и правильно сделает. В конце фильма Анфиса просто решает менять отношение к любви, к семейным ценностям.
На мой взгляд, все отлично и удачно сложилось в комедию со счастливым концом. Тем более Анфиса - жемчужина в фильме. Ее обожают и ненавидят и равнодушных к ней точно не найдёшь.
Худсовет также попросил режиссёра вырезать все сцены, где Анфиса показана крупным планом, так как зритель может не поверить, что передовик производства и первый парень Илья Ковригин бросит такую красотку и переключится на Тосю.
Четвертая деталь
Худсовету не понравился выбор актрисы Натальи Кустинской в роли главной героини Тоси. Они посчитали ее слишком красивой, а героиня должна была быть симпатичной и просто милой. И как четко они заметили, что милая девушка, которая может вскружить голову любому мужчине своей искренностью и наивностью, это далеко не всегда красотка.
Кстати, для тех, кто не знает: Наталья Кустинская является женой режиссёра картины Юрия Чулюкина.
Пятая деталь
Да, с ролью актрисы Инны Макаровой, сыгравшую вечно унылую Надю Ерохину, поступили крайне жестко. Ее роль была одной из ключевых не только в книге, но и в самом фильме.
Она олицетворяла женщину, как сейчас бы сказали, «которая всё поняла» и смогла преодолеть неимоверную силу давления со стороны общества, поставив собственные интересы и чувства на первый план. Сильная личность.
Худсовет потребовал вырезать сцену в конце фильма, где Надя бросает Ксан Ксаныча, поняв, что не испытывает к нему чувств, и что выходить замуж за нелюбимого из-за предрассудков в обществе, чтобы не быть в старых девах, наплевав на свою жизнь, глупо и бессмысленно.
Актриса Инна Макарова даже не пришла на премьеру фильма, приуроченную к Международному женскому дню, посчитав, что из ее героини сделали «перевертыша».
Я могу понять актрису, на ее месте разозлился бы каждый актёр, но худсовет сделал это из добрых побуждений, дабы не омрачать зрителям настроение в конце разрывом, а не потому что как-то посчитали поступок Нади безнравственным.
В заключение хочется написать, что есть такие фильмы, в которые ты настолько влюбляешься, что даже хочется побывать в этом придуманном мире, пообщаться с героями, посмотреть на северный поселок, где люди кругом только добрые и отзывчивые, где нет ни единого отрицательного героя, где все работают с удовольствием, являясь частичкой налаженного механизма, где страна находится на своём взлёте, где нет пьяниц, абортов и негативных жизненных перипетий, где каждый друг за дружку горой.
Конечно увидеть этот невероятнейший мир с потрясающими героями помогли нам не только создатели фильма, но и беспощадно строгий худсовет. И он внёс не маленькую роль в создание культовой комедии на века.
Это тот редкий случай, когда цензура помогла окончательно родить шедевр!
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, буду рада комментариям!