Сериал «Семнадцать мгновений весны» принес всесоюзную славу не только актерам, снимавшимся в нем, но и создателям, в том числе, Микаэлу Таривердиеву, написавшему прекрасную музыку к фильму.
Песни «Где-то далеко» и «Мгновения» сразу же стали хитами, народ их полюбил искренне и беззаветно, только вот принесли они композитору не только всесоюзную славу. Таривердиева вскоре обвинили в плагиате, устроив настоящую травлю.
Осенью на Всесоюзное радио позвонили. Человек, который представился представителем французского посольства заявил, что музыка к «Семнадцати мгновениям», которую часто крутят в эфире, украдена. Мелодии якобы написал композитор Франсис Лей, и эти мелодии им были написаны к американской картине «История любви». Лей даже получил за них «Оскара».
Руководство Всесоюзного радио пришло в ужас – это же скандал! Мелодии сравнили и пришли к выводу, что какие-то отдельные фрагменты действительно похожи, о чем и сообщили Таривердиеву.
Композитор был в шоке от подобных заявлений. Он пытался доказать, что сам длительное время работал над музыкой к фильму, и тому есть масса свидетелей, но его не желали слушать. А вскоре прозвучал «контрольный выстрел» - на адрес Союза композиторов пришла телеграмма, в которой Франсис Лей поздравлял Таривердиева с успехом его (Франсиса) музыки в советском фильме. Грянул жуткий скандал.
Таривердиева вынудили доказывать свое авторство – предоставлять черновики на суд комиссии, вызывать свидетелей. Только все утихло, как скандал вспыхнул с новой силой – киностудия им. Горького потребовала повторных разбирательств с авторством, так как французы отказались покупать «Семнадцать мгновений» из-за плагиата.
Таривердиева перестали звать на радио и телевидение, многие коллеги воротили от него носы, и шептались за спиной. Шла самая настоящая травля. Не выдержав натиска, композитор обратился в посольство Франции, в поисках справедливости.
В посольстве, к удивлению композитора, ни о каком скандале с плагиатом и не слышали. Там пообещали разобраться в ситуации, связавшись с Франсисом Леем. Тем временем имя Таривердиева полоскали все, кому не лень, ему начали приписывать и то, что помимо Лея, от воровства композитора пострадали и другие, не менее известные западные музыканты.
Последней каплей в чаше терпения композитора стала записка, которую передали из зрительного зала во время концерта, в ней напрямую спрашивали о воровстве музыки. Таривердиев снова кинулся в посольство Франции, но тут вмешался КГБ.
Таривердиеву настоятельно порекомендовали не позориться перед французами и пообещали во всем разобраться. И действительно, КГБ разобрался во всем, причем, в короткие сроки.
В Союз композиторов пришла телеграмма от Франсиса Лея, в которой он уверял, что никаких претензий не предъявлял и никаких телеграмм до этого не посылал. Лей утверждал, что претензий к советскому композитору не имел, и не имеет.
Потом выяснилось, что и из киностудии в Союз композиторов никто не звонил, все это – и звонок, и телеграмма, отправленная, якобы, из Франции, дело рук «доброжелателя». Его имя, впрочем, не рассекретили. Известно только то, что это очень знаменитый человек. В результате было официально объявлено, что никаким плагиатом Таривердиев не занимался.
Вот так, ни за что пострадало честное имя советского композитора.
Также смотрите:
Валентин Зубков: его жизнь перечеркнул один летний день
За что зрители освистали Ольгу Зарубину, и почему рухнула ее карьера
Игорь Костолевский: уйдя из семьи после 20 лет брака, он ни о чем не жалеет
Как сложилась судьба мальчика, сыгравшего Расмуса-бродягу и фантазера Веснухина