Александр Сергеевич Пушкин стал в истории российской литературы первым, кто получал гонорары на постоянной основе.
До Пушкина литература была для дворян (кроме них долгое время сочинительством и не занимался никто) скорее движением души и призванием, чем источником доходов. Хотя известны случаи, когда Гавриилу Державину или Михайле Ломоносову самодержцы всероссийские выдавали своего рода премию, но регулярные поступления финансов у них были от государевой службы.
К слову, Александр Сергеевич тоже числился на службе в Коллегии иностранных дел, имел придворный чин камер-юнкера. Некоторые считают его недостойным великого поэта, но тогдашняя властная пирамида имела свою логику и к чинам и званиям никакие великие свершения на ином поприще отношения не имели. Кстати, Пушкин часто выполнял личные поручения государя-императора. В частности, собирал материалы по истории Пугачевского восстания, изъездив для этого пол-России. А вот это уже в неофициальной иерархии значило очень многое.
Болдинская осень
Это период в жизни Пушкина начался с приезда в Болдино 3 сентября 1830 года. Исследователи творчества поэта считают это время самым плодотворным. Так совпало, что в Болдино Пушкин задержался из-за холерного карантина, хотя ему было нужно готовиться к свадьбе с Натальей Гончаровой. Имение было подарено отцом к свадьбе, и Пушкин отправился вступать во владение. В итоге, хозяйственная поездка вылилась в творческий подъем.
Стоит отметить, что именно в Болдино Пушкин закончил «Евгения Онегина», где, в частности, есть такие строки: «Ругал Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита…». Поклонники творчества поэта недооценивают смысл строк. Дело в том, что тогда Адам Смит был самым фронтиром экономической мысли (его, кстати, считают отцом экономики как науки) и читал его в России, да и в Европе, мало кто. И близкое знакомство с трудами экономиста поэта, которого привычно изображают чуть ли не повесой, дорогого стоит.
Болдино и земли, прилегающие к нему, на протяжении веков принадлежали роду Пушкиных. В качестве поместья - с 1585 года. В 1612 году Иван Федорович Пушкин, участник Нижегородского ополчения, получил в вотчинное владение деревню Болдино Арзамасского уезда. После смерти бездетного Ивана Федоровича Болдино царем Михаилом было пожаловано в вотчину его брату Федору Федорович за особые заслуги при обороне Москвы от войск польского королевича Владислава.
С начала ХУШ века болдинской родовой вотчиной владели прямые предки поэта: прапрадед, прадед, дед, а сначала XIX века отец поэта - Сергей Львович Пушкин.
Совет Министров Российской империи 24 марта 1911 года принял постановление за подписью Столыпина «О приобретении в собственность государства за 30 тыс. рублей, принадлежавшего дворянам Пушкиным, родового имения при селе Болдине Нижегородской губернии мерою в 48 десятин земли с усадьбою, домом, флигелем, в котором жил А.С.Пушкин, портретами поэта и родных». А 18 апреля 1918 года на сельском сходе болдинские крестьяне приняли решение: «Мы имеем полное желание эту усадьбу, на ней дом с флигелем и другими постройками и Фруктовым садом взять на учет своего Совета, соблюсти, сохранить под своим надзором и на месте сим желательно увековечить память великого поэта (нашего помещика) А.С. Пушкина».
Первый музей Пушкина был создан в Вотчиной конторе в 1944 году. Музей был открыт для посещения 18 июня 1949 к 150-летию со дня рождения поэта. К 200-летнему юбилею - в Болдине был создан историко-архитектурный и литературно-мемориальный комплекс, посвященный пребыванию, творчеству великого поэта в родовом имении 1830-х годов и деятельности его предков.
Литература как источник дохода
Женитьба на Наталье Гончаровой заставила поэта пересмотреть подходы к творчеству. Пушкин постоянно повторял, что он «пишет для себя», а «печатается для денег». Он был не только писателем и поэтом, но еще и книгоиздателем и боролся с тогдашними литературными пиратами.
Не все проекты Александра Сергеевича были успешными, например тираж «Истории пугачевского бунта» не был распродан. Впрочем, на его печать Пушкин получил из казны 20 000 рублей ассигнациями.
Другие литературные проекты были более успешными. Первый настоящий гонорар Пушкин получил за «Руслана и Людмилу» — 1500 рублей. В 1824 году книгопродавец Смирдин купил за 3000 рублей ассигнациями все издание «Бахчисарайского фонтана», напечатанное князем Вяземским. Пушкин получает известие в Одессе, что поэма его уже читается в рукописях всем Петербургом, и крайне раздосадован этим. Многие стихотворения Пушкина еще до появления их в печати ходили по рукам в многочисленных рукописях, за что поэт сетовал на своих друзей, которые преждевременным распространением произведений нарушали его денежную выгоду.
Пушкина угнетало его материальное положение. В письме Льву Пушкину от 28 июля 1825 года он пишет: «Словом, мне нужны деньги, или удавиться…» И в письме Плетнёву от 13 января 1830 года тот же мотив: «Деньги, деньги: вот главное…» В своих письмах Александр Сергеевич писал: «Ох! Кабы у меня было 100 000! Как бы я всё это уладил…» «Чтобы уплатить все мои долги и иметь возможность жить, устроить дела моей семьи и наконец без помех и хлопот предаться своим историческим работам и своим занятиям, мне было бы достаточно получить взаймы 100 000 рублей. Но в России это невозможно».
Доходы и расходы
В 1825 году за право вторичного издания трех ранее вышедших поэм Селивановский предлагает 12 000 рублей, но сделка не состоялась, и право издания перешло к Смирдину. Первое издание «Евгения Онегина» куплено было за 12 000 рублей ассигнациями, плюс доходы от издания отдельных глав вдвое выше этой суммы. В 1836 году Пушкин уступил Глазунову право на издание «Онегина» за 3000 рублей в числе 5000 экземпляров в миниатюрном формате. В 1828 году сам Пушкин писал из Петербурга: «Здесь мне дают (a la lettre) по 10 рублей за стих». В год Пушкину нужно было порядка 30 000 рублей ассигнациями, а Михайловское давало в лучшем случае 3000 рублей в год, еще доходы от заложенных 200 душ — по 15 рублей с души в год.
Камер-юнкерство и Коллегия иностранных дел тоже не сильно обогатили поэта — 5000 в год. Так что литераторство было едва ли не единственным серьезным источником денег. При этом Пушкин был отчаянный игрок в карты, долги его покрывал лично император Николай I. Он же погасил посмертные долги Пушкина в 80 000 рублей, включая закладные на Болдино. Для понимания масштабов: фунт говядины стоил 14—15 копеек, воз сена — от 4 до 5 рублей, сливочного масла пуд (16 кг) — примерно 16 рублей. Кстати, в 1835 году император распорядился выдать из казны Пушкину ссуду в 30 000 рублей. За 17 лет Александр Сергеевич заработал 255 180 рублей ассигнациями. По подсчетам экспертов, по современным масштабам Пушкин получал бы порядка $38 тысяч в год при нынешнем курсе.
В своих произведениях Пушкин не раз обращается к теме денег. Например, знаменитая «Пиковая дама» посвящена истории попытки обогащения через карточную игру путем узнавания некоего секрета. Там и в светской беседе игроков упоминаются миллионы, выигранные и проигранные. Германн в погоне за секретом трех карт становится невольным виновником смерти графини. Тем не менее, ее призрак раскрыл секрет и Германн в первой же игре против Чекалинского поставил на тройку 47 000 и выиграл. На следующий день Германн поставил на семерку весь свой предыдущий выигрыш и, когда выпала его карта, получил 94 000. В третий вечер Германн снова поставил на кон все деньги, но как оказалось, не на туза, а на пиковую даму. Проиграв огромную сумму, молодой человек сошел с ума. А его возлюбленная Лиза вышла замуж за любезного молодого человека с порядочным состоянием, сына управляющего старой графини.
Если уж приглядеться к иным произведениям Пушкина, там тоже есть тема денег и богатства. Например – в «Сказке о золотой рыбке». Пусть тема идёт фоном, но и рыбка – золотая, а исходные активы у старика и старухи нулевые – разбитое корыто. И старуха слишком зарвалась, повышая требования и не просчитав риски, отчего и осталась опять у разбитого корыта. А «Маленькие трагедии» с их Скупым рыцарем, что, подобно Кащею, над златом чахнет? Кстати, и сам Кащей упоминается в «Руслане и Людмиле».
Конечно, сводить все многообразие тем и сюжетов творчества Пушкина только к теме денег, доходов, благосостояния было бы неверно, но игнорировать её постоянное присутствие было бы, как минимум, неправильно.
Завершая тему «Пушкин и деньги», упомянем юбилейный рубль с поэтом, выпущенный в 1999 году, к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина тиражом 10 млн. Монета чеканилась как Московским монетным двором, так и Санкт-Петербургским. Ныне монета стала редкостью и пользуется спросом у нумизматов. За монету номиналом в 1 рубль можно выручить от 100 до 200 рублей. По крайней мере, именно такие цены фигурируют на Интернет-аукционах. Естественно, речь идет о монете в превосходном состоянии.
Константин Барановский