Найти в Дзене

Железнодорожная катастрофа летом 1942 г.: разгильдяйство или диверсия немецкого спецподразделения?

16 июня 1942 г. около 15 часов на станцию Таловая со станции Бутурлиновка прибыл 216-й краснознаменный стрелковый полк численностью 933 человека в эшелоне № 986, который следовал в хвосте главных сил 76-й дивизии. В начале девятого часа вечера его поставили в "караван" с двумя-тремя составами, которые ехали в пределе прямой видимости и могли в случае чрезвычайного происшествия помочь друг другу. Судя по всему вместе с 216-м полком со станции Лиска ехали и красноармейцы из 93-го полка.

(Вообще тут путаница, есть документ о 216-м полку, который тоже пострадал в результате катастрофы, исследователь Вдовенко пишет только о 93-м полку той же дивизии).

Впереди был № 987 состав, а сзади 990-й. Отправление затягивалось, из-за вечерней бомбардировки, которая на разъезде Чигла разрушила приемо-отправочный путь. Бойцы и командиры ехали в так называемых "скотовозах" - вагонах для перевозке скота или "теплушках" на двухъярусных нарах. В последнем вагоне было командование эшелоном, связисты и четыре командира комендатуры, которые ехали в распоряжение военных сообщений Сталинградского фронта. Солдаты были в одной половине, а в другой были штабные офицеры двух полков, в углу было сложено имущество. В середине вагона спал командир 216-го полка майор Н. А. Кузьмин.

17 июля в 3.45 произошла страшная железнодорожная катастрофа. Вагоны поехали назад и врезались в грузовой состав № 990, удар на себя принял мощный локомотив "ФД".

Выжившие описывали страшную картину трагедии.

Зулай Султанович Шантаев вспоминал: «После боев, недалеко от города Острогожска Воронежской области, 15 июля 1942 года в ночь форсированным маршем достигли станции Коротояк. Утром под бомбежкой противника переправились через Дон и 16 июля добрались до железнодорожной станции Лиски. Нас посадили в воинский эшелон. Я был командиром автоматного взвода. Моему взводу достался двуосный вагон. 17 июля мы к 16 часам доехали до станции Таловая, где находились почти до темна. В ночь, когда эшелон тронулся, я услышал крики, хотя был в сонном состоянии. Я лежал около окна, а затем ничего не помню.

Пришел в себя недалеко от эшелона с перебитой ногой. Опираясь на найденную винтовку, стал рассматривать, что случилось.

А случилась страшная беда: поезд с личным составом 93-го стрелкового полка потерпел крушение.

Где-то в 10 часов утра стали собирать погибших. Так как мне пришлось воевать с 1941 года, повидал всякого, но то страшное зрелище потрясло. Мои солдаты, почти тридцать человек, погибли, и осталось нас всего лишь двое. Поднимали вагоны и освобождали убитых и раненых и вообще искалеченных, непохожих на людей...

Нас, тяжелораненых, отправили в эвакогоспиталь № 3302 на станцию Аркадак Саратовской области».

Еще один из уцелевших пассажиров эшелона, киевлянин Борис Вениаминович Левин вспоминал: «Перейдя на другую сторону пути, я наткнулся на лежащего на спине лейтенанта, который обеими руками держал себя за правую ногу выше колена. Ноги ниже колена не было. Крови я не видел. Наложив жгут из куска валявшейся ткани, я подозвал солдат, которые подняли потерявшего сознание лейтенанта и понесли его в сторону станции, от которой уже ехали подводы для эвакуации раненых. ...Подойдя к паровозу, я увидел, что передняя часть его была облеплена человеческим мясом, обрызгана кровью, будто это не паровоз, а мясорубка. Такого крушения ни в одном фильме, даже в партизанской рельсовой войне в тылу врага, я не видел...».

Житель поселка Талова и бывший директор районного краеведческого музея, ветеран войны Петр Михайлович Зеленин в 17 лет принимал участие в аварийных работах: «На место трагедии нас, призывников, привели во второй половине дня для участия в аварийно-спасательных работах и поиске личных вещей погибших. Увиденное мной оставило самое жуткое впечатление: облепленные человеческим мясом обломки эшелона, обезображенные до неузнаваемости тела бойцов, стоны обреченных на смерть воинов, сдавленных железными частями вагонов с такой силой, что не было никакой возможности освободить их из страшного плена. Лично мне удалось обнаружить три красноармейские книжки, перочинный нож и другие личные вещи бойцов. Из всего состава относительно уцелели лишь два вагона, находившиеся в начале эшелона. Оба они лежали под откосом насыпи. Все остальные вагоны представляли собой груды досок и искореженного металла...».

Возникает вопрос: что же послужило причиной? Тут и начинаются загадки.

Согласно сбежавшему за кордон власовцу Николаевскому крушение устроили диверсанты.

Вот что он вспоминал:

«В июле 1942 года на крупную узловую станцию Лиски Воронежской области немцы сбросили десант парашютистов, одетых в форму войск НКВД. Операция происходила ночью. Руководил ею майор Б. Первым делом майор с несколькими офицерами и охраной захватили комендатуру. Получив нужные сведения, коменданта и его помощника парашютисты заперли в подвале. Под предлогом, что бывший комендант оказался «немецким шпионом», начальнику станции приказали впредь подчиняться новому коменданту. В это время на станцию прибыл воинский эшелон с подразделениями дивизии, предназначенной для этого участка фронта. Начальника эшелона и всех командиров вызвали «на совещание» и всех задержали.

К утру с ближайшей станции потребовали принять следующий эшелон. Начальник станции по приказу нового «коменданта» дал согласие. Когда эшелон был уже в пути, со станции Лиски пустили ему навстречу поезд из нескольких товарных вагонов. Произошедшее вскоре крушение вывело из строя важную железнодорожную линию.

Находившемуся в городе батальону было приказано занять оборону на восточных окраинах и не пропускать в город никакие части.

В штабе фронта поняли, что на станции творится что-то неладное. Туда была послана воинская часть. Она была остановлена. Её командира доставили в комендатуру и арестовали. К полудню к городу подошли передовые немецкие танки. Станция Лиски с воинским эшелоном и другими составами была занята почти без боя…».

В интернете есть и другой вариант этих воспоминаний.

"В июле 1942 года на крупную узловую станцию Лиски Воронежской области немцы сбросили десант в пятьдесят парашютистов, одетых в форму войск НКВД. Операция происходила ночью. Руководил ею майор Богатов.
Первым делом майор с несколькими офицерами и охраной захватили комендатуру. Получив нужные сведения, коменданта и его помощника парашютисты заперли в подвале. Под предлогом, что бывший комендант оказался "немецким агентом", начальнику станции приказали впредь подчиняться новому коменданту.
В это время на станцию прибыл воинский эшелон с подразделением дивизии, предназначенный для этого участка фронта. Начальника эшелона и всех командиров вызвали "на совещание" и всех задержали.
К утру с ближайшей станции потребовали принять следующий эшелон. Начальник станции по приказу нового "коменданта" дал согласие. Когда эшелон был уже в пути, со станции Лиски пустили ему навстречу поезд из нескольких товарных вагонов. Произошедшее вскоре крушение вывело из строя важную железнодорожную линию.
Находившемуся в городе батальону было приказано занять оборону на восточных окраинах и не пропускать к городу никакие части.
В штабе фронта поняли, что на станции творится что-то неладное. Туда была послана воинская часть. Она была остановлена. Ее командира доставили в комендатуру и арестовали. К полудню к городу подошли передовые немецкие танки. Станция Лиски с воинским эшелоном и другими составами была занята почти без боя…
".

Конечно надо учитывать, что мемуаристы постоянно вспоминают искаженную картину произошедшего, но и тут информации для того, чтобы приписать крушение действию диверсантов мало.

Тем более, что Николаевский еще сделал важную приписку к этому боевому эпизоду, что вот какие были бы эффективные действия, если бы дали развернуться Русской Освободительной Армии.

9-й съезд Союза Борьбы за Освобождение Народов России. Виндзор - Канада. Май 1982г. Президиум Съезда: В.Даркин, А.М.Бочаров, И.Д. Корниенко, И.Ф. Гурлевский, А.Д. Климов, С.Н. Иордан.
9-й съезд Союза Борьбы за Освобождение Народов России. Виндзор - Канада. Май 1982г. Президиум Съезда: В.Даркин, А.М.Бочаров, И.Д. Корниенко, И.Ф. Гурлевский, А.Д. Климов, С.Н. Иордан.

То что майор Богатов не вымышленный персонаж было известно давно.

В Смоленском архиве один из исследователей нашел и опубликовал на форуме партизанскую разведсводку, что в апреле 1942 г. была создана "Русская народно-национальная армия" среди ее руководства и был тот самый Богатов, которого назвали Бочаров, упомянув, что он бывший майор 160-й сд 33-й армии и работает в отделе пропаганды.

Богатов-Бочаров "засветился" в мемуарах генерала Белова, который весной 1942 г. воевал в лесах и болотах в тылу у немцев и чью диверсионную группу смог разгромить. Самого Бочарова советские солдаты пленили, но он смог убежать.

В архиве Института Восточной Европы Бременского университета (ф.34) исследователь Петров обнаружил письмо самого Богатова, где он пишет о той операции: "им каким-то образом стало известно о десанте "Лиски", где я был не под своей фамилией . Об этом знают очень мало даже близкие друзья, а солдаты, которые были со мной, они не знали мою настоящую фамилию". Тогда он был майор Бугров.

Да и есть вопрос со станцией Лиски немцы в ходе войны заняли высокий правый берег Дона и обстреливали и бомбили ее едва ли не каждый день. Ничего они не захватывали. На восточный берег реки их не пустила 309-я стрелковая дивизия.

Согласно второй версии крушение произошло из-за нарушения железнодорожных правил.

Началось все с того, что когда немцы захватили Донбасс поезда перевели на нефтяное топливо из бакинских месторождений, нефтяные топки были самодельными, а воспламенение смеси происходило с помощью самодельных форсунок. Из-за неисправности такой форсунки начался пожар, чтобы не сжечь состав и его не демаскировать, поездная бригада отцепляет локомотив, при этом не предупредила ни кондукторов, ни руководство эшелона. Локомотив отогнали метров на 100, стали тушить огонь. Поскольку уклон пути там был небольшой и для удержания состава на месте должно было хватить автотормозной системы, но из-за длительной стоянки давление магистрали упало. А сами вагоны не были застопорены тормозными башмаками и не были поставлены на ручной тормоз и пришли в движение. В локомотиве это заметили когда поезд уже откатился на 100 метров, бригада решила догнать вагоны, их прицепить и затормозить его весом. Локомотив догнал вагоны, но удар был слишком сильным, автосцепка сработать не успела, а последние наоборот стали ускоряться. Повторная попытка также не удалась и только разогнала состав до 50 - 60 км/ч.

Бригада 990-го эшелона, стала подавать сигналы, этот состав был грузовым и его тащил тяжелый паровоз "Феликс Дзержинский" ("ФД"). Он и принял главный удар. Вагоны врезались в локомотив дыбились и падали под откос, круша все, чем были загружены.

-3

Уже через час на место ЧП прибыли представители Лискинского отделения Юго-Восточной железной дороги. Чуть позже появились уполномоченные НКВД и ВОСО Сталинградского фронта, которые начали расследовать трагедию.

Около 10 часов утра стали собирать тела погибших, поднимали остатки вагонов, освобождая убитых и раненных, которые не были похожи на людей. К 14 часам 18 июля движения по дороге было восстановлено. 21 июля завершились следственные мероприятия НКВД: причина катастрофы - нарушение правил эксплуатации транспорта. Члены поездной и кондукторской бригад были обвинены в преступной халатности и взяты под арест.

По оценке бывших воинов, которые выжили в катастрофе погибло из 900 человек 90 % или 810 человек.

По архивному документу 216-го полка цифры следующие:

17.7.42 г. в 3.45 на станции ТАЛОВАЯ произошло крушение поезда, имеются следующие жертвы: Убито: Среднего нач.состава – 16. Младшего нач.состава – 27. Рядового состава – 55. Всего – 98 человек. Ранено: Среднего нач.состава – 22. Младшего нач.состава – 51. Рядового состава – 129. Всего – 202 человека. Пропало без вести: Младшего нач.состава – 49. Рядового состава – 144. Всего – 193 человека. Дезертировало: Рядового состава – 3 человека. Всего потерь: Среднего нач.состава – 38. Младшего нач.состава – 127. Рядового состава - 331. Всего – 496 человек. Потери конского состава – верховых лошадей – 4 шт. Потери вооружения: Всего винтовок – 202 шт. Станковых пулеметов – 4 шт. Ручных пулеметов – 11 штук. ППД и ППШ – 54 штук.

По донесению № 788 начальника политотдела 76-й стрелковой дивизии батальонного комиссара Морозова начальнику политотдела 21-й армии говорится о 250 погибших и 500 раненных (ЦАМО РФ, фонд 1163, опись 1, дело 225, листы 217-218).

В архиве ФСБ исследователь Вдовенко получил еще одни цифры 176 погибших и 321 раненый, еще 27 человек пропали без вести, два их них скорее всего ошибочно были признаны пропавшими, а остальные 25 просто те, кого не смогли опознать.

Слева по направлению к станции в 120 - 150 метрах от железнодорожного полотна, на ржаном поле, выкопали три братских могилы. В меньшей захоронили останки офицеров из двух последних вагонов, которые пострадали больше других. В двух других ямах погребли солдат обоих полков.

Численность погибших вероятнее была больше, поскольку люди погибали от ран, только в ближних госпиталях умерли 14 человек. Не сохранились данные о эвакогоспитале № 2620, который был развернут в Таловой. Именно сюда поступало большинство раненных, часть их погибших похоронили на двух ближайших кладбищах.

Уцелевшие пассажиры эшелона 27 июля с ходу вступили в бой у переправы села Нижне-Затонское и в районе станицы Клетская, дезорганизованные полки не смогли выполнить боевую задачу. До 10 августа 76-я дивизия стояла в обороне, затем была выведена на пополнение. Впоследствии дивизия получит звание 51-й гвардейской Витебской ордена Ленина Краснознаменной имени Ворошилова и закончит войну на берегу Балтийского моря.

Спасибо за прочтение.