Найти тему
История в историях

Женское начало русской души, России. Пояс кривичей и круг вятичей

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Среднерусская группа занимает территорию между южной и северной группами русского населения. Это главным образом территория Волго-Окского междуречья, где в XIV веке началось объединение вокруг Москвы русских княжеств и происходило формирование основного ядра русской народности - великороссов. По современному административному делению — это Московская, Владимирская, север Рязанской, Калужской, Тверской, Ярославской, Нижегородская, Костромской, Ивановской, части Смоленской и некоторых других прилегающих к ним областей.

Какие из восточно - славянских племен занимали эту территорию? Это племена кривичей и вятичей. Если посмотреть на карту расселения восточно - славянских племен, мы увидим, что племена кривичей располагались своеобразным поясом от Изборса и Пскова до Мурома, а племена вятичей занимали территорию в междуречье Оки и Волги похожую на круг.

Кривичи одно из самых многочисленных восточно - славянских племен, входившее в племенной союз занимавший земли междуречья Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска и Изборска, Ярославля и Ростова Великого, Суздаля вплоть до Мурома. Лучше сказать, что в племенной союз кривичей входили несколько обособленных меньших по территории племенных образований – псковских (изборских), смоленских, верхневолжских, ростово- суздальских и муромских. Центры отдельных образований союза племен кривичей известны, это города Полоцк, Смоленск, Изброск, затем Псков, Ярославль, Ростов, Суздаль, Муром . Сейчас уже известны и курганы кривичей вологодских, и древний город Крева - центр кривичей на верхней Волге, который территортально находился в районе современного Конакова, на Клинской земле. Название кривичей по нашему мнению произошло от крив – кровь, то есть кровные, родные. (В словаре Срезневского кривавый – кровавый.)

Отметим, что соседями вятичей были верхневолжские кривичи, кривичи ярославские, Ростова – Суздальской земли и муромские, а так же западная часть смоленских кривичей.

В научной работе А.А. Майорова «К вопросу периодизации истории земли вятичей» говорится, что земли вятичей были поделены на три части . Одна из них земля будущего княжества Московского вошла в состав Ростово-Суздальской земли , к Переяславскому княжеству. Другая земля с центром в городе Рязань, в будущем из этой части образовалось Рязанское княжество. Рязань сначала подчинялась Мурому и входила в Черниговское княжество От себя добавлю, что у И.И. Срезневского в «Материалах для словаря древнерусского языка» найдём этимологию названия «рязань», которая произошла от слова резать, рязанские вятичи граничили со степью поэтому должны были уметь защищаться, вспомним Евпатия Коловрата. Еще в XIV - XV веках московские летописцы помнили, что гордые и воинственные рязанцы были потомками непокорных вятичей. И третья часть, сохранила название Вятичей, она принадлежала Чернигову, но сохраняла свою автономию. Центром этой Вятской земли (включавшей земли сегодняшних Тульской, Орловской, Калужской областей с прилегающими районами) был город Дедославль. Непосредственное управление осуществляла местная знать, а верховным органом власти было вече, собиравшееся в Дедославле. Как считается, после уничтожения Черниговского княжества татарами, именно эти крепости стали убежищем потомкам и наследникам черниговских Ольговичей. С этих пор край получил название «Верховские княжества». Название вятичей по нашему мнению произошло от «вятшие», то есть лучшие, или от слова «вящий» - сведущий, мудрый, или от «вече» (ветче) - вечевой. Вятич, то есть вечевой.

Обратим внимание на то, что главные храмы в городах Тверского княжества, княжества кривичей были посвящены Христу Спасителю. Тверь называли город Спаса. И в городах Тверского княжества Зубцов - храмы Преображения и Вознесения Господня, Старица - Вознесения Христова и Воскресения Христова, В Кашине Воскресенский кафедральный собор, в Клину Воскресения Христова, что на посаде, был соборным до 1836 года и так далее.

В Московском княжестве главные храмы городов были посвящены Пресвятой Богородице. То есть у кривичей превалирует мужское начало, у вятичей женское.

Аналогично города, центры княжеств кривичей Изборск, Псков, Смоленск, Ярославль, Суздаль, Муром. (Тверь построена словенами Новгородскими) – в основном мужского рода.

У вятичей их главные города Москва, Рязань, Коломна, Калуга, Тула в основном женского рода.

При этногенезе великороссов соединилось мужское и женское начала кривичей и вятичей, с их превалирующим значением. Не отсюда ли женское начало русской души, России и русских. Так рождался великий народ - великороссы.

По такому же принципу создавался народ Бельгии, который состоит из валлонов и фламандцев. «Валлоны - задорные, глумливые, хохотуны. Фламандцы – холодные с белесым взглядом и с фанатичным, упорным, простым, несмотря на внешнюю невозмутимость характером.» («из книги Германа Владимировича Смирнова «Давно не читал я ничего прекрасного»). Сразу видно у кого из них мужское, а у кого женское начало.

Активность (пассионарность) кривичей была исчерпана, они захватили огромную территорию от Пскова до Мурома – пояс кривичей , свидетельством тому может быть Тверское княжество, практически не увеличившееся в размерах с момента своего образования до присоединения к Москве.

Пассионарность вятичей наоборот возрастала, о чем свидетельствует их длительная борьба против христианизации и власти киевских князей. Они занимали большую часть территории в междуречье Оки и Волги – вятский круг , чтобы выжить им было нужно увеличивать территорию своего обитания, так как с юга (через Рязанское княжество) и востока угрожала степь. Что совпадало с планами московских князей, и они выполнили эту задачу. Поэтому Московское княжество, княжество вятичей, для выживания выбрало расширение территории, а Тверское княжество, княжество кривичей ушло в глухую оборону. И в дальнейшем Московское княжество, Московия, Российская империя для выживания увеличивали свою территорию.