Матисс 1890—1950
Считается, что Анри МАТИСС (1869—1954) выполнил свою историческую миссию в 1905, возглавив фовистов на пути к скандальной славе. Помните? Те «женщины в красном».
Пылающий зеленый и желтый. Суровый, сильный, совершенный мазок. Это была важная, но проходная стадия. В сущности, название одной из самых не характерных для Матисса работ — ранней пуантилистической композиции «Роскошь, покой и нега», 1904, Музей д'Орсе, представляет собой самое исчерпывающее описание его живописи. «Исчерпывающий», «универсальный», «всеобъемлющий» — ключевые слова для понимания творчества Матисса и его жизни. Он стремился к тому, чтобы картина была «законченной», в смысле «совершенной», «абсолютной»; той «первой» реальностью, законы которой устанавливает художник и никто другой. Позднее он еще говорил, что живопись должна походить на кресло, в котором удобно сидеть, а единственным способом создания этого «удобства» является изображение жизни цветом. На протяжении всей своей карьеры он пытался воплотить эту идею в реальность. Ему удалось. Хотя и не до конца.
В 1888 нерадивый студент юрфака с художественными наклонностями поправлялся после удаления аппендицита. Ему удалось убедить отца в том, что ничему кроме искусства он учиться больше не станет. Папа сдался и отослал Анри в мастерскую модного в светских салонах и устаревшего по меркам молодежи академиста Вильяма Бугро (1825—1905). Ничего хорошего из этого не вышло. В 1892 Матисс становится неофициальным учеником Гюстава Моро (1826—98), который велел ему копировать Старых Мастеров, рисовать с натуры на парижских улицах и искать свой собственный путь в живописи. Образование этого «дикого зверя» было завершено поездкой 1906 года в Алжир, окончательно убедившей художника в том, что цвет — король живописи.
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Все, чего касалась рука Матисса, — живопись, аппликация, скульптура — становилось чистой гармонией. Узор, цвет, каждый мазок были продуманы и прочувствованы. Даже самые абстрактные вещи «звучат». Это как раз тот случай, когда человек понимает, что истинная свобода заключается в умении себя ограничивать. Никакой суетливости. Только роскошь, нега и покой.
Очень много заказов художнику поступали из России; меценаты Щукин и Морозов стали лучшими из его покупателей-щедрыми, понимающими именно поэтому многие из шедевров находятся в Санкт-Петербурге.
Спасибо за внимание! Творческих успехов!