Найти тему
Механический балет

"Манк" Дэвида Финчера - сладость, или гадость?

Черно-белый ностальгический киносон Финчера и его команды без особого успеха показывали в ограниченном прокате, а на Netflix, для которого фильм и создавали, сразу после публикации он плелся в хвосте топ-10, что подчеркивает - тема современному зрителю малопонятна, а форма - переваривается с трудом.

Ода сценаристам. Такого не было со времен "Трамбо". То есть пять лет! Фото: Кинопоиск.
Ода сценаристам. Такого не было со времен "Трамбо". То есть пять лет! Фото: Кинопоиск.

Если перед "Манком" посмотреть "Гражданина Кейна", впечатление будет примерно таким, как если бы с фотографии с вами заговорила ваша прабабушка, причем тему выбрала самую злободневную - о короновирусе, интервью Меган Маркл Опре, или о том, состоится ли летняя Олимпиада в Японии.

Костюмы, музыка, манеры персонажей, диалоги - все безупречно в новелле о создании, пожалуй, самого значительного американского фильма, определившего путь индустрии на десятилетия вперед. Вот как русская литература, согласно известному выражению, вышла из гоголевской "Шинели", так и голливудское кино спустилось с холмов на санках "Гражданина Кейна".

Новаторский опус Орсона Уэллса в Америке журналисты и критики опутали домыслами, процесс создания сценария мифологизировали. Мысль о том, что сценарист Герман Манкевич сначала согласился не фигурировать в титрах, а потом передумал, и размышления о возможных причинах такого поведения - это сердце "Манка", в чем Дэвид Финчер признавался сам.

Алкоголик и острослов Герман Манкевич, страдающий от последствий автомобильной аварии, трудно работает над текстом для талантливого выскочки Уэллса. Чувствуя потенциал человека петровской энергетики, он шьет аллегорический сюжет о разрушении личности влиятельного магната. За вымышленными именами легко угадываются действительные личности. Повествование прерывается флешбеками, знакомящими зрителя с историей взаимоотношений Германа и системы: боссами студий, сценаристами, актерами, капиталистами. "Фабрика грез" используется в информационной войне против неугодного кандидата от социалистов. Ложь, фарисейство, жажда наживы доведены до абсурда. Апогей - в сцене, где Германа Манкевича после горячей обличающей речи называют придворным шутом, а потом для "лучшего усвоения материала" рассказывают ему сказку об обезьянке шарманщика, которая уверена, что заставляет того играть тогда, когда ей вздумается танцевать...

А ты думал, ты - герой? Фото: Кинопоиск.
А ты думал, ты - герой? Фото: Кинопоиск.

Короче, сюжет современный донельзя, точнее, он - вне времени. Аудитории настойчиво скармливают аллюзии на Дон Кихота. Действительно, Герман Манкевич кажется очередной инкарнацией борца с ветряными мельницами. Честно говоря, меня это и разочаровало в фильме. Такой способ выстраивания героя - общее место лет уже как двести.

Сценарий "Манка" в конце девяностых написал отец Дэвида Финчера - Джек. Сын собирался ставить фильм еще тогда, но не срослось. Джек Финчер умер в 2003 году. Атмосферный нуар о человеке, слишком порядочном, чтобы быть успешным, по сути посвящение любимому родителю. В финальном эпизоде, когда Манкевич в исполнении Гари Олдмана, заслужившего "Оскара" за эту работу, крепко держит золотую статуэтку, неловко улыбается, а потом стоп-кадр уходит в затемнение, кажется, будто это не Манкевич, а Джек Финчер глазами сына, воплотившего отцовские надежды.

Слышь, ты! Фото: Кинопоиск.
Слышь, ты! Фото: Кинопоиск.
Ау? Фото: Кинопоиск.
Ау? Фото: Кинопоиск.

Очень личная история лидирует по количеству оскоровских номинаций. Но, несмотря на любовь академии к "цеховому" кино, "Манк" вполне может потерпеть неудачу в гонке, учитывая политическую обстановку. На "Золотом глобусе" его прокатили, например.

Какая незадача! Фото: Кинопоиск.
Какая незадача! Фото: Кинопоиск.

Между тем именно в "Манке" мы увидели совсем другую, взрослую, излучающую тепло и силу Аманду Сайфред, бесподобного Олдмана, демонического Чарльза Денса, пластичного и нервного Арлисса Ховарда в роли того самого беспринципного Луиса Майера из MGM - по мне, это на самом деле, лучшая актерская работа в фильме.

Майер - самый харизматичный дядька в фильме, отвечаю! Фото: Кинопоиск.
Майер - самый харизматичный дядька в фильме, отвечаю! Фото: Кинопоиск.

Но еще осталось странное послевкусие. Я не понимаю, зачем американские кинематографисты так настойчиво романтизируют рабочий процесс. Думается, есть в этом толика самолюбования, но больше - бессилия. Работа с историей - тонкая штука. Уйти в анекдоты - слишком просто.

Если Вам понравилось, лайкайте, подписывайтесь, будем дружить на нервной почве - любви к кино.