На русскоязычном сайте Боинга обнаружились любопытные новости. В Рунете эта информация практически осталась незамеченной. Лучше всего привести фразу целиком:
В странах СНГ, помимо Казахстана, воздушное пространство для эксплуатации 737 MAX8 и 737 MAX9 уже открыли такие страны, как Азербайджан, Беларусь, Украина.
"ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ" проверил эту информацию на соответствие истине.
Азербайджан
На официальном сайте Министерства транспорта, связи и высоких технологий Азербайджана новости и подтверждающие документы не найдены.
В новостях нашлась лишь информация о том что Азербайджан отменил заказ для авиакомпании AZAL на 10 самолётов 737 MAX, оформленный в 2017 году. Пресс-служба авиакомпании сообщила по этому поводу летом 2019 года:
Мы официально отказались от покупки самолетов Boeing 737 MAX-8 по известным причинам, связанным с безопасностью данных самолетов, и уведомили об этом корпорацию Boeing.
В книге заказов Боинга этот заказ отсутствует. В парках азербайджанских авиакомпаний Б-737 MAX не значится.
Итог: информация по Азербайджану пока не подтверждается. Либо Боинг выдаёт желаемое за действительное, либо Азербайджан не хочет афишировать снятие запрета.
Беларусь
Аналогичная с Азербайджаном ситуация. На официальном сайте Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь новости и подтверждающие документы на эту тему не обнаружены.
В 2018 году авиакомпания Белавиа планировала взять в лизинг 7 самолётов Б-737 MAX. Поставка самолётов ожидалась в 2019-2020 годах. На заводских стоянках Боинга сейчас хранится только 2 самолёта для Белавиа. Руководство авиакомпании также поднимало вопрос о компенсации расходов за непоставленные в срок самолёты. Косвенно это может говорить об отмене заказа.
Итог: информация по Белоруссии также не подтверждается. Кто что скрывает покажет время. Боинг или Беларусь очевидно что-то не договаривают.
Казахстан
17 февраля 2021 года Авиационная администрация Казахстана (ААК) разрешила полёты 737 MAX. Самым шокирующим фактом стало то, что ААК зарегистрирована как акционерное общество, то есть это коммерческая организация. И самое главное - гендиректором ААК назначен англичанин Питер Гриффитс (летал на Б-737), а его первым замом стала американка Линда Орлэди (курировала безопасность полётов в Боинге). С биографиями этих "представителей казахского народа" можно ознакомиться на сайте ААК.
19 февраля казахская авиакомпания SCAT выполнила 2 внутренних рейса с пассажирами по маршруту Алматы-Усть-Каменогорск. Одним из первых сообщил об этом казахский Forbes и сам Боинг. Зато на сайте авиакомпании нет ни слова об этом событии. Может быть потому что средняя загрузка кресел на рейсах составила всего 40%.
SCAT успела получить 1 самолёт 737 MAX 8 в 2018 году до произошедших вскоре катастроф и запрета на его полёты. В книге заказов Боинга числятся ещё 3 самолёта. Два из них давно выпущены и находятся на заводских стоянках.
Итог: Казахстан разочаровал больше всех. По сути государственное регулирование авиаотрасли отдано в частные руки англосаксов.
Украина
Тут всё без неожиданностей. 24 февраля 2021 года Госавиаслужба Украины (ГАСУ) действительно выпустила директиву, разрешающую полёты 737 MAX 8 и 9. Любопытно другое, директива почему-то опубликована не на "ридной мове", за которую они так рьяно борются, а на английском. Похоже украинские авиавласти не заморачивались и просто скопировали аналогичную европейскую директиву от EASA.
В настоящее время 737 MAX в украинских авиакомпаниях не летает. На сайте Боинга числится заказ на 7 самолётов для бюджетной авиакомпании SkyUp. По крайней мере 3 из них модель 737 MAX 10, поставки которых Боинг отложил до конца 2023 года.
Итог: Украина подтвердила свою полную "залежнисть" от США и Европы, выполнив все указания кураторов.
Выводы
Указанные страны показали чёткую прозападную ориентацию. России пора уже делать выводы, по крайней мере на политическом уровне, что "эти товарищи нам совсем не товарищи".
Напомним, что Россия, Индия, Китай, Африка и Азия не снимали запрет на эксплуатацию самолётов 737 MAX из соображений безопасности.
Топ 5 наших статей в 2021 году:
Россия не уступила Боингу. Полёты 737 MAX по-прежнему под запретом
Крупнейшие авиапроизводители мира 2020. В плюсе только Россия и Китай
Нас бьют, мы летаем! Объясняем подробности информационных атак против российских самолётов
Аттракцион невиданной щедрости. Какие подарки получил Аэрофлот от Боинга и Эйрбаса?
Боинг вернулся в 70-е. Второй подряд провальный год для американского концерна