Я очень интересуюсь состоянием российского виноделия, поэтому не мог не обратить взгляд на побережье Каспийского моря, где раскинулись виноградники Дагестана.
Если обратиться к новостной ленте, может показаться, что мы вновь открыли Республику в составе России для виноделия. И казалось бы, все хорошо - субъект получает инвестиции, еще с советских времен сохранились предприятия первичной и вторичной обработки, вырубки лоз, по сути, не было, огромное количество людей работает в аграрном секторе, а предприятия Дагестана выпускают вина даже больше, чем Крым.
Всё так, но не великого, а даже хорошего массового вина из Дагестана не было и не будет. Мне так кажется. А дальше я объясню почему.
История. Начало Виноделия
Исторически этот регион вообще претендует на роль главного очага российского виноделия. За сто лет до Петра, при первом Романове "из Персии" в Астрахань были привезены первые лозы для церковных вин. Возможно, черенки попали на Волгу именно из Дагестана - сейчас не восстановить.
Позднее, когда Дагестан во второй раз вошел в состав Российской Империи (в первый раз при Петре I), он, по всей видимости, не производил вина практически. Мне не удалось встретить подобных упоминаний. Однако с 1860-х годов для данного региона начинается новая страница.
Почему? Много где упоминаются какие-то льготы для этого региона, но если внимательно вчитаться в этот документ (Устав о налоговых сборах от 1861 года), можно отметить интереснейшее положение - "Винокуренные заводы могутъ очищать вино и спиртъ только собственной выкурки" - по сути первое ЗГУ-требование. Т.е. водка и коньяк делаются на том же заводе, где и дистиллированы спирты.
Указывается, что в 1861 году был основан Дербентский коньячный завод, чуть позже Кизлярский. И если с Кизлярским предельно понятно, кто стоял в его основании (Грузинский меценат-промышленник Сараджишвили Давид Захарьевич), то с заводом из Дербента все не так просто. Чаще указывается, что это было что-то вроде кооперативного предприятия, но если покопать, то выясняется, что с конца 18-го века в Дербенте проживали потомки Рувина Дадаша, горские евреи Дадашевы, кому и принадлежала идея строительства завода по "месту жительства" (отсюда).
С самого начала дагестанского виноделия в регионе занимаются виноделием и винокурением грузины, горские евреи, армяне, российские офицеры, осевшие в регионе после окончания кавказских войн (длившихся более, чем полвека). Для нашего повествования это важно.
В Дагестане с конца 19 века успешно функционируют многие пивоваренные, винодельческие и винокурные предприятия. В 1900 г. в Дагестане работало 23 винокуренных завода, с числом рабочих свыше 300 человек (промышленность Дагестана XIX век).
Согласно переписи населения 1897 года среди населения Дагестанской области доля некоренного населения составляла более 67 тыс. чел., включая 32 тысячи татар и 13 тысяч русских на 571 тысячу всех проживающих (Кавказский узел).
Но если мы возьмем город Буйнакск, он же Темир-Хан-Шура на описываемые времена, то там в 1873 году строится винокуренный завод (отсюда), и на тот момент в городе было:
"9089 жителей (считая гарнизон в 2427 человек): 4633 православных, 1950 евреев, 1241 мусульман (из них 455 шиитов, остальные сунниты), 685 армян, 433 католика, 121 протестант и 26 старообрядцев" (Википедия).
Пиво, вино, коньяк производятся повсеместно. "Пивоваренный завод довольно успешно занимался реализацией своей продукции. В Петровске он имел свои пивные лавки. Кроме того, завод имел «оптовые пивные склады в Темир-Хан-Шуре, Дербенте, Владикавказе, Пятигорске, Баку, Кубе, Сальяне. Пиво отпускалось оптовым покупателям, частным лицам даже в кредит" (отсюда).
К какому выводу можно прийти: В конце 19-го века происходит промышленная экспансия в традиционно аграрный регион с преобладающим мусульманским населением. В городах строятся объекты алкогольной промышленности, принадлежащие либо резидентам-немусульманам (например, горским евреям или бывшим офицерам российский армии), либо сторонним инвесторам, в том числе выходцам из христианских народов Кавказа (армяне и грузины в первую очередь).
Реализация продукции происходит в городах, населенных чаще немусульманами, а также идет на экспорт в другие регионы, даже на территорию современной Грузии и Азербайджана. Скорее всего, в сельской местности, где проживает до 90% населения Дагестана на описываемый момент, продукция не реализуется и спроса не имеет.
Кто может лучше рассказать о российское экономике, как не потенциальный противник? Министерство внешней торговли США сообщает читателю:
"2/3 собранного урожая используется для приготовления локальных напитков (джаба и нарбек), а также в виде столового винограда. Треть идет на производство вина, что дает 250 000 тысяч ведер вина в год. Вина кислые, низчайшего качества, по всей видимости, приобретать автор их крайне не рекомендует".
Авторы другого издания отмечают, что местное население не высаживает чаще виноградников на отдельных участках, лозы подсаживают к фруктовым деревьям, а то и вовсе садят в роли изгородей. Что либо посчитать при этом весьма затруднительно (1915 год).
Вино производится, но локально и за счет "экспатов". Его немного, и качество оставляет желать лучшего.
История. Советский коньячный регион
В общем, за 50 лет инвестиций, льгот и развития производство алкоголя в Дагестане сформировалось, хотя нельзя сказать, что это какая-то определяющая отрасль. Что могло пойти не так?
Начинается Первая Мировая Война, а с ней настает и сухой закон, который продлится около 10 лет, чуть покороче, чем в Штатах, но и его хватит для полного запустения отрасли.
В описаниях 20-х годов упоминания вина и прочих алкогольных напитков вообще не встречается. "Нет у нас ни рису, ни сахару, ни кишмишу, ни чаю. Неоткуда взять табаку, папиросной бумаги, спичек и мыла..." (отсюда). По всей видимости, от алкогольной промышленности к тому времени ни осталось почти ничего.
Если обратиться к отчетам 20-х годов, то винодельческая отрасль вообще рассматривается зачастую как часть консервной (отсюда). Объемы виноградарства сократились, да шли в основном на консервирование и в виде столового сырья.
Виноградо-винодельческие совхозы появятся в Дагестане с 1929-1932 год (отсюда). Чему предшествовала отмена сухого закона, "Рыковка", а также масштабные мероприятия по агротехническому освоению данного региона.
В 1923 году был запущен Канал Октябрьской Революции, связавший Махачкалу и Сулак (статья о строительстве каналов).
Как отмечают историки, к 20-м годам 20-го же века сложилась ситуация, когда до 70% населения Дагестана проживало в горах, испытывая дефицит плодородных земель. 30% жило на равнине, испытывая дефицит воды.
Но в ходе строительства каналов, проведения мелиоративных мероприятий и регулировании рек обеспеченность водой для равнинных территорий удалось повысить, таким образом, стало возможно заселение и разработка равнинных территорий.
Дальше началось еще интереснее, виноградарство Дагестана стало чуть ли не титульной "профессией" для переселяемых горцев (статья о мелиорации и переселении).
Что касается самого винного производства, то про довоенный период очень интересно почитать про Кизлярский завод, пытавшийся наладить производство (отсюда). Вкратце, что-то похожее на коньяк удалось выпустить к 1936 году.
В 60-е годы Дагестан выпускает уже до 90% коньяков РСФСР (отсюда), окончательно оформив специализацию. Однозначного ответа, почему это не водка и не вино, у меня нет. Возможно, дело в специфике региона с очень жарким летом, когда виноград может набрать предельное количество сахара, не достигнув фенольной зрелости.
Территории, отвоеванные у степей и полупустынь, прекрасно подошли для развития ресурсной базы и технологической организации коньячного производства. Даже в довоенный период на Кизлярском заводе работал француз-консультант Эрнест Людвигович Совион (перед этим он много лет работал в Темпельгоффе Ставрополья), что говорит о необходимом привлечении сторонних специалистов в регион.
Процесс переселения горцев продолжался почти 50 лет, завершившись только в началу 70-х годов. В 1984 году Дагестан дал 380 000 тонн винограда. Занимая 2,2% сельхозугодий, виноградники дают более 30% валовой продукции. ДАССР производит 40% винограда, выращиваемого в РСФСР.
Однако в некоторых источниках отмечается падение темпов производства, потеря качества, а также возрастающие межнациональные противоречия к началу 80-х годов. Источник так характеризует ситуацию:
В центральном Дагестане определяющей ситуацию являются взаимоотношения сил: аварцы-даргинцы-кумыки-махачкалинский центр-малочисленные народы вкупе.
Кроме того к началу 80-х годов намечается отток русскоязычного населения из региона.
К концу 80-х годов Дагестан был лидером по объемам производства коньяка, однако процессы, описанные выше, говорят о том, что качество это продукции было невысоким. При этом с ходом антиалкогольной компании производство подвернулось сокращению.
История. Смутное российское время
В 1992 году по инициативе неких коммерческих центров «Дагвино» (не путать с одноименным заводом в Санкт-Петербурге), «Винсервис», коммерческого банка «ЭНО» и, естественно, Министерства имущественных отношений республики была сформирована Республиканская контрактная корпорация «Дагвино» (ОАО «Дагвино»). В неё вошли следующие государственные предприятия: Дербентский коньячный комбинат, Кизлярский коньячный завод, Дербентский завод игристых вин, Махачкалинский винзавод и винсовхоз им. Дахадаева. Как гласит постановление правительства (4.11.92 г. № 252), участниками корпорации изъявили желание стать ряд совхозов Карабудахкентского, Каякентского, Буйнакского и Хасавюртовского районов (отсюда).
Скорее всего, это был вынужденный шаг. Вовсю действовал закон о свободной торговле, "спортсмены" ввозили импортный алкоголь составами и сухогрузами в страну, на полках царил спирт Royal. Дагестанскому виноделию надо было как-то выживать.
Вопреки распространенному заблуждению, площади виноградников сократились не по причине их вырубки в конце 80-х годов - их просто перестали закладывать. В итоге, потери составили 50 тыс. га за 15 лет. Старение посадок и низкий уровень агротехнических работ привели к снижению урожайности (в 2,6 раза). В результате, валовый сбор винограда снизился в 6,5 раз (отсюда - на 2003 год).
Выжили далеко не все. "В цехе розлива из оборудования не было уже практически ничего – растащили даже алюминиевые ёмкости для хранения вина. К 2013 г. от ГУП «Геджухский» остались только земля, поросшая бурьяном и кустарником, а также остовы зданий винзавода и конторы (отсюда).
Тем не менее, некоторые винзаводы советской эпохи дошли до наших дней практически в первозданном виде. Прежде всего, это относится к двум гигантам - ДЗИВ и ДКК.
"Два крупнейших покупателя винограда на рынке республики - Дербентский коньячный комбинат и Дербентский завод игристых вин - вот уже 10 лет ведут активную заготовительную политику. Принято осуждать их практику безналичных расчетов. Осуждать легко, но надо признать, что любая политика все-таки лучше, чем ее отсутствие. Во многом благодаря этим двум Дербентским предприятиям отрасль смогла выжить в тяжелые 90-е годы" (отсюда - к 2003 году).
Тот же источник отмечает: "самые большие убытки отрасль несет из-за отсутствия маркетинга: нет качества (качество - это когда вино, шампанское, коньяк успешно продаются если не во Франции, то хотя бы в странах СНГ), торговых марок, рекламы, системы сбыта. Нет элитного виноделия".
Вместо итогов
Я сначала хотел высказаться одним постом, но даже беглый взгляд на проблемы виноделия Дагестана более за 100 летнюю историю оказался слишком большим. Пока я просто пришел к мысли, что несмотря на огромные в прошлом объемы винограда сусла, виноматериалов, дистиллятов, Дагестан никогда не выходил на лидирующие места по качеству этих продуктов.
Исторически для населения, проживающего в регионе (а также подвернувшемуся переселению) эти продукты были чужды, давали лишь возможность трудоустройства.
Я тщетно пытался найти статистику алкогольного потребления для Дагестана 70-80х годов, но не думаю, что она догоняла общую по стране.
В следующем посте я постараюсь найти информацию о том, что происходит с виноделием в Республике сейчас, а также назову исключения из моего вывода. Как минимум, пока их может быть два.
Напоследок карта с обзором виноделия региона:
Подписывайтесь на канал!
Чрезмерное потребление чего-угодно может привести к разным последствиям, и вино – не исключение!