Джон Р. Р. Толкин создал давным-давно землю под названием Средиземье, полную хоббитов, воинов, волшебников, королей, эльфов, орков и гномов.
Джоан Роулинг представила нам мир, параллельный нашему, где ведьмы и волшебники получали образование в Шотландском Нагорье и сражались в битве между светлой и тёмной магией.
Джордж Лукас не просто создал мир "Звёздных войн". Он построил целую галактику, полную джедаев, повстанцев, имперцев, инопланетян и дроидов.
Построение мира часто представляется как процесс создания нового мира в вымышленном, а иногда и реальном мире. Авторы и сценаристы строят миры каждый раз, когда они садятся придумывать историю. Иногда эти миры вымышлены. В других случаях они встроены в реальный мир прошлого или настоящего.
Но когда вы создаёте миры для жанров научной фантастики и фэнтези, этот процесс ещё более важен для творческого развития, потому что поклонники обоих жанров видели практически всё.
Они часами читают и наблюдают, как фантастические миры разворачиваются перед их глазами, как герои и злодеи борются среди далёких планет, волшебных пейзажей, мистических полей сражений и изменённых реальностей.
Вдохновленные мудростью литературных и кинематографических провидцев, таких как Толкин, Роулинг и Лукас, с небольшим руководством из Путеводителя по Dungeons & Dragons World Builder, мы исследуем мастерство и правила построения миров. А также то, как авторы и сценаристы могут лучше всего создавать миры для читателей и зрителей, и исследовать их через персонажей, созданных внутри этих миров.
Внимание: ниже спойлеры для таких фильмов, как "Матрица", "Идентификация", "Лабиринт Фавна" и т. д.
Пять категорий миров, которые можно построить из других
Мы начинаем с изучения пяти общих категорий миров, из которых авторы могут создать свои миры. Каждая история отличается и требует другой категории миров.
Прошлое реального мира
Эти типы историй устанавливаются в мире, который встроен в реальные исторические периоды. Примеры включают в себя:
- Средние Века
- Дикий Запад
- Вторая мировая война
Хотя эти настройки редко используются в жанрах научной фантастики и фэнтези, они могут предложить новые идеи и локации для представления научной фантастики/фэнтези. Посмотрите на "Лабиринт Фавна" Гильермо Дель Торо, действие которого происходит в реальном мире времён Второй Мировой Войны, но уводит нас вымышленный фэнтези-мир.
Настоящий реальный мир
Подобные истории происходят в современном мире, каким мы его знаем. Стоит заметить, что построение подобных миров в сай-фай или фэнтези происходит сквозь линзу современных персонажей, мест, культур и обществ. Поскольку элементы научной фантастики и фэнтези не существуют в нашем нынешнем реальном мире (о котором мы знаем), они должны быть заданы. Примеры:
- Охотники за привидениями
- Назад в будущее (на момент выхода показано настоящее и прошлое)
Альтернативная реальность
Эти типы историй существуют в мирах прошлого и настоящего, но предлагают альтернативную версию того, что мы знаем и помним. В отличие от фантастических миров (см. ниже), к ним читатели и зрители гораздо меньше испытывают недоверие, потому что встречают в них иной взгляд на существующую реальность.
Эти типы миров позволяют авторам исследовать волнующие вопросы “Что, если...”.
- Что, если мир, каким мы его знаем, на самом деле является компьютерной программой? (Матрица)
- Что, если мир, который мы видим на экране, на самом деле находится в сознании убийцы? (Идентификация)
Спекулятивное Будущее
Эти типы историй - преимущественно научно-фантастические миры, где авторы придумывают вымышленное будущее науки и техники. Примеры:
- Чёрное Зеркало
- Звёздный путь
- Марсианин
Фэнтези (Фантастические миры)
Эти типы историй происходят в мирах, которые полностью построены в вымышленных вселенных. Законы и физика Земли и космоса, какими мы их знаем, не всегда могут придерживаться реальности. Автор самостоятельно создаёт окружение и законы физики внутри этих миров. Примеры:
- Звёздные войны
- Властелин колец
Именно с этих пяти категорий миров начинается ваше миростроение. Вы можете сначала посмотреть на них, а затем вызволить оттуда научно-фантастическую или фантастическую историю, либо взять концепцию, которая у вас есть, и поместить их в эти основы.
Когда вы знаете свою категорию мира, вы будете знать правила (или их отсутствие), которые необходимо соблюдать в процессе разработки и написания.
Когда вы имеете дело с "настоящим реальным миром", вы связаны физическими законами Земли и космоса, таким каким мы его знаем. Любые элементы научной фантастики и фэнтези, которые вы вводите в наш мир в качестве локации, должны сталкиваться с тем, что мы знаем здесь и сейчас.
То же самое можно сказать и о "прошлом реального мира". Любые изменения в прошлом - либо сталкиваются с новой истиной, либо меняют нашу точку зрения на то, что мы знаем.
Миры альтернативной реальности живут в конструкциях нашего прошлого и настоящего, но вводят интригующие элементы “Что, если...”, чтобы создать вымышленные альтернативы.
Для "спекулятивных миров будущего", когда персонажи и понятия существуют в пределах возможного будущего, исследуются потенциальные возможности науки и техники. Но они основаны на физических законах Земли и космоса. Иначе они всё ближе и ближе к переходу в фэнтези.
Когда вы создаёте "Фантастический мир", все правила выбрасываются из метафорического окна. Вы можете делать всё, что захотите, как автор или сценарист.
И иногда самое интересное в построении мира - это когда вы создаёте гибриды этих категорий.
Физические и исторические составляющие Вашего Мира
Как указано в Путеводителе Dungeons & Dragons World Builder: "Найдите время, чтобы обдумать всё, что вам придётся создать, чтобы написать вашу собственную планету в качестве места действия."
Если бы вы перепроектировали нашу Земли в качестве новой локации, вы бы записали:
- Семь основных континентов
- Климатические условия
- Формы ландшафта
- Культуры
- Ресурсы
- История
- Убеждения
- Общества
- Неисчислимое разнообразие животных и растений
По стандартам мироустройства, найденным в научной фантастике и фантастических мирах, ни один из них не сравнится со сложностью нашего собственного мира.
Поэтому, когда вы создаёте мир своей истории, вот что, что вам нужно принять во внимание.
- Как выглядит ваш мир?
- Какой там климат, формы ландшафта, континенты и ресурсы?
- Что произошло в истории это мира? Или не произошло?
- Кто эти люди и во что они верят?
- Какие виды дикой природы и растительности существуют в вашем мире?
Детали компонентов, которые вы придумываете, будут зависеть от категорий мира, который вы создаёте (см. выше), и от того, сколько деталей вы хотите или необходимо включить в свою историю, и в зависимости от того, на какой платформе вы её рассказываете (литературная или кинематографическая).
Наиболее детализированная категория мира - это фэнтези, потому что вам не из чего строить, кроме вдохновения из образов и описаний историй, которые вы впитали из литературы, кино и телевидения.
Использование предубеждений и предположений читателя в качестве кратчайшего пути к построению мира
Короткий путь в написании построении мира - это доверие к тому, что читатель и зритель заполнят пробелы за вас. Вы достигаете этого, используя предубеждения и предположения, которые есть у всех.
Каждый читатель и зритель впитал множество историй в разных упаковках.
- Книги/Романы
- Фильмы
- Телешоу
- Подкасты
- Картинки
- Устные пересказы
Используйте это в своих интересах, чтобы сэкономить время и усилия при описании вашего мира.
Если вам нужна обстановка средневековья, скажите читателю, что история разворачивается в те же времена. Они немедленно обратятся к своим воспоминаниям, основанным на том, что они испытали в других историях и образах, с которыми они сталкивались на протяжении всей своей жизни.
Используйте такие фразы, как:
- Пустынная планета
- Ледяная планета
- Лесная планета
- Средневековая деревня
- Город будущего
Предлагая им универсальные образы, вы и читатель сможете соотнести себя с миром, который вы описываете, не вдаваясь в детали.
Разработка компонентов истории Вашего мира
Мир вашей истории состоит из четырёх основных компонентов. Это элементы повествования, которые помогают конкретизировать ваш мир за пределами правил и категорий, физических и исторических компонентов.
По сути, компоненты истории демонстрируют глубину мира и вводят в него детали истории, которые должны в нём быть, чтобы привлечь внимание и воображение читателя и аудитории.
Персонажи
Вам нужен ансамбль персонажей, чтобы населить созданный вами мир — состоящий из главных героев и персонажей, которые их поддерживают, а также антагонистов и злодеев.
Локации
Вам нужно место или места в вашем мире, где происходит история.
- Это может быть мегаполис, деревня, городок и т.д.
- Это может быть континент или земля, по которой путешествует герой.
- Это может быть галактика или вселенная.
Угрозы
Все истории нуждаются в конфликте. А в научно-фантастических и фантастических историях, особенно, это означает, что должны существовать единичные или множественные угрозы, с которыми имеет дело главный герой или герой. Это то, что продвигает историю вперёд.
- Это могут быть силы природы.
- Это могут быть антагонистические и злодейские заговоры.
- Это может быть сочетание того и другого.
Что бы вы ни создавали, угрозы должны создавать конфликт, который персонажи должны преодолеть.
Путешествия
Персонажи — в частности, герой или главный герой — должны отправиться в физическое или эмоциональное путешествие в ваших историях. Это характерно для любого литературного или кинематографического жанра. Но в научной фантастике и фэнтези путешествие жизненно важно для воздействия, которое оно оказывает на читателя или аудиторию.
Шесть подходов к разработке миростроения
Когда у вас есть все основные физические, исторические и сюжетные компоненты вашего мира, вам нужно понять, с чего начать.
Вот шесть подходов, которые вы можете предпринять:
- Макроскопический подход — этот подход начинается с самого мира, с физической и исторической составляющих. Затем вы пытаетесь внедрить в этот мир компоненты вашей истории (персонажей, локации, угрозы, путешествия).
- Микроскопический подход — противоположность макроскопическому. Вы начинаете с определенного типа персонажа — или места, где он присутствует, — и прокладываете свой путь в мир, когда персонаж(ы) отваживается выйти из него.
- Социологический подход — если у вас есть тип общества или культуры, который вы хотите показать, вы можете начать с этого и в конечном итоге представить своих персонажей. Затем вы показываете этот мир за пределами общества.
- Ситуационный подход - это может быть сила природы, война между двумя кланами/племенами/силами, монстр, угроза и т. д. Ситуация вводится, и персонажи раскрываются. Справляясь с ситуацией (угрозой), они исследуют окружающий их мир, созданный вами.
- Исторический подход — если вы имеете дело с историческим событием, вы можете работать оттуда и вводить персонажей. Или вы можете создать своё собственное фантастическое историческое событие. Простым примером может служить история Одного Кольца в "Властелине колец" и битва, которая велась за него за годы до того, как Фродо увидел его.
- Подход, основанный на персонаже - Иногда вы создаёте персонажа или компанию героев, которые настолько убедительны, что заслуживают того, чтобы вокруг них были построены миры.
Какой бы подход вы ни выбрали, главное - создать детальный и правдоподобный мир в рамках правил, которые вы создаёте и устанавливаете. Помните:
- Когда вы имеете дело с Реальным Настоящим и Реальным Прошлым, вы связаны физическими законами Земли и космоса.
- Миры альтернативной реальности живут в конструкциях, физических законах нашего прошлого и настоящего, но вводят интригующие элементы “Что, если...”, чтобы создать вымышленные альтернативы.
- Для спекулятивных миров будущего, когда персонажи и понятия существуют в пределах возможного будущего, исследуются потенциальные возможности науки и техники. Они основаны на законах и физике Земли и космоса, какими мы их знаем сейчас. Иначе они всё ближе и ближе к превращению в фентэзи.
- Когда вы создаете Фантастический мир, правила выбрасываются из метафорического окна. Вы можете делать всё, что захотите, как автор или сценарист.
- Какие бы правила вы ни создавали или приспосабливали к своему миру, знайте, что вам нужно придерживаться их, чтобы сделать ваши истории и персонажей правдоподобными, убедительными и привлекательными.
Счастливого миростроения!
Автор статьи: Кен Миямото
Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.