Прохождение освидетельствования лодки с мотором 30 ЛС
Крик с просторов интернета: Всем привет! Прошу помощи. Вляпался…
При попытке записи на освидетельствование Ротан 420 с румпельным мотором 30 лс получено предупреждение о том, что в моем случае теперь обязательно дистанционное управление. Ссылаются на технический регламент таможенного союза "о безопасности маломерных судов" 2012 года. Но лодка была зарегистрирована не так давно, с румпелем, это всего лишь ТО!
При подобных ситуациях накатывает чувство детской несправедливости, когда ручки сжимаются в кулачки, бровки сходятся домиком и чувствуешь, что ты прав, но без доказательств. Где искать правду? Ведь румпельные моторы 30+ есть в свободной продаже и востребованы. Действующий национальный ГОСТ для судостроителей не накладывается на переведенное ISO , а разбираться с этим нужно тем, кто в свое время имел счастье легально приобрести сертифицированные и обремененные налогами изделия, которые вдруг признали критически опасными и потребовали платной доработки и изменения способа эксплуатации. К счастью это происходит в паре регионов (не будем указывать самых …) Народ пытается получить разъяснения от ГИМС правил игры и, наконец, понять, почему в некоторых регионах существует такой рассинхрон с остальными отделениями страны. Получают отписки на официальных бланках со ссылкой к тому же ТР ТС. Как между собой обсуждают собственники лодок: "...нужно просто найти адекватное отделение и ехать туда", т.к., уже проверено на практике, при неудаче в одном отделении, в другом - без лишних вопросов проходят освидетельствование*1 .
Никаких дополняющих и разъясняющих документов, что следует читать не по-русски, а так, как разъяснено, не существует. Есть ТР ТС 026/2012, есть ГОСТы по типам лодок и есть документация строителя. Почитаем:
Технический регламент таможенного союза ТР ТС 026/2012 «о безопасности маломерных судов» принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. № 33. (*Мы не выносим на обсуждение, почему некоторые отделения ГИМС решили перечитать в 2020-2021 году регламент, обязательный к исполнению с середины 2012)
Ст.4, п.19. Маломерные суда должны иметь рулевые устройства или иные средства управления маломерными судами, обеспечивающие им необходимую маневренность. <…> Самоходные маломерные суда с подвесными лодочными моторами мощностью 22,1 кВт и более должны быть оборудованы рулевым дистанционным управлением в соответствии с требованиями проектанта (строителя) .
Вообще-то 22,1 кВт = 30,05 лс. Ведь указано не 22 кВт (29,91лс), а именно 22,1. В лошадинных силах следует читать: более 30 лс, а не 30 и более. С чем безоговорочно согласились инспектор и эксперт органа по сертификации продукции судового и промышленного назначения ООО "Русский Регистр - Балтийская инспекция"
аттестат аккредитации рег. № РОСС RU.0001.11АИ43 при проведении нашей сертификации в 2017 году. Но принципиальное расхождение прочтения вполне ясной формулировки не здесь. Ключевые слова выделены в цитате жирненьким.
"...в соответствии с требованиями проектанта". Нет требований проектанта - нет обязательств по установке дистанционного управления. Требования проектанта по некоторым вопросам регламентируются ГОСТами и тем же ТР ТС 026/2012.
Заглядываем в паспорт надувной моторной лодки РОТАН:
«Качество и комплектность лодки соответствуют ГОСТ Р 53446-2009, ГОСТ Р 53447-2009, ГОСТ Р 53448-2009 (в соотв с моделью), ТУ 7440-001-25838555-2016 и ТР ТС 026/2012. Что подтверждается сертификатом соответствия №….» (В сертификате имеются ссылки только на упомянутые документы).
Далее, обращаемся к требованиям ГОСТ и видим:
"ГОСТ Р 53448-2009 (ИСО 6185-3:2001). Лодки надувные. Часть 3 Лодки с мощностью мотора не менее 15 кВт. (*15 кВт = 20,39 лс)
П.5.8 Система дистанционного управления (в качестве штатного или дополнительного оборудования).
При проверке согласно разделу 7 не должно быть никаких повреждений или отказа системы, или связанных с ней устройств.
Лодки VIII типа должны быть оснащены системой дистанционного управления, установленной при ее изготовлении.
Введение того же документа: тип VIII - моторные лодки прибрежного плавания с мощностью подвесного мотора не менее 75 кВт.
Дополнительное как противопоставление штатному, т.е. не обязательное.
В соответствии с ГОСТ Р 53448-2009, обязательна дистанция от 75 кВт (101,97 лс).
Возвращаясь к ст.4 п.19 ТР/ТС – "или иные средства управления маломерными судами, обеспечивающие им необходимую маневренность". Управляемость и маневренность на румпеле ПЛМ куда выше, чем с дистанцией. У водомётов несколько по иному, но это частный случай. Большинство наших пользователей, занимающихся рыбной ловлей не для развлечения предпочитают румпель и на 40-ке и на полтиннике. Лодки РОТАН создавались спортсменом водномоторником. И сам проектант конечно никаких дополнительных ограничений не вводит:
ТУ 7440-001-25838555-2016. п 1.1.6. Требования к функциональным компонентам.
1.1.6.1. Методика испытаний и состав обязательных компонентов в соответствии с ГОСТ Р 53446-2009, ГОСТ Р 53447-2009, ГОСТ Р 53448-2009 в соответствием с типом лодки по Приложению 4
1.1.6.2. Состав дополнительных функциональных компонентов представлен в Эксплуатационной документации.
За последний год было несколько случаев обращения покупателей с просьбами помочь при прохождении освидетельствования лодки РОТАН с мотором 30 лс. И в паспортах (эксплуатационной документации) Ротанов размера до 5,2м с ограничением на транце до 50 лс появился текст, не позволяющий усомниться в чаяниях и требованиях проектанта.
*1) З акон не запрещает обращаться в любое отделение ГИМС страны без привязки к прописке или любому другому фактору.