Найти тему
Раиля Иксанова

Сильные люди всегда просты

Часть 1

Юбилей сестры Зульфии. (Сестры и брат)

Посвящается сестре Зульфие
Мы все несем ответственность за тех, кто меньше нас
(Туве Янссон)
Пролог
Почти шестьдесят лет тому назад в одной деревне в крестьянской семье родилась семимесячная девочка. А появилась на свет, надобно сказать, в суровую февральскую ночь. Роды проходили дома, но они были очень тяжелые, несмотря на малый срок, она никак не хотела объявиться на свет, и бабке – повитухе, Залифе пришлось прибегнуть к старому способу оказания помощи роженице, а именно: ребенка в буквальном смысле слова выдавливали длинным вафельным полотенцем из чрева. У молодой мамаши это была третья дочка. Роженица так была измучена тяжелыми родами, что не имела силы ухаживать за ней, да и молока так и не появилось ни на грамм. Тетушка Залифа не скрывала от нее и не делала из этого секрета, объявив ей прямо в лицо, что ребенок - не жилец. Может, у роженицы была депрессия, или на слово поверила повитухе, утверждавшей, что девочка проживет недолго. Только измученная родами мамочка не желала и не имела сил ухаживать и лелеять очередную дочку. А возможно, и муж упрекал, что не смогла подарить наследника. Однако так сложились обстоятельства, что настоящей матерью для этой девочки стала бабушка по материнской линии. Кормила она свою внучку коровьим молоком
, варила манную кашку, укладывала спать с собой на нарах, где мягко и тепло было ей на перине под крылышком ласковой и заботливой бабушки. Девочка была очень смуглая, была копией своей мамы, такая же востроглазая и курносенькая.
|
С сестрой нас разделяют всего два года. Она старше меня на два года и три месяца. Говорят, что такая разница в возрасте самая идеальная для общения и дружбы между сестрами. Действительно, оно так и есть. Хотя нас в семье пять сестер, мы с ней ближе друг другу, несмотря на то, что с остальными тоже ладим хорошо.
С ней нас связывают столько интересных событий, что даже затрудняюсь, с чего начинать. И все- таки лучше, думаю, начать с детских воспоминаний. Хотя некоторые утверждают, что ребенок мало что помнит в трехлетнем возрасте, я помню такой интересный факт. Напротив нашего дома, шла постройка нового здания магазина из кирпича. И мы с Гульфией, она была старшей и заводилой во всем, каждый день ходили играть туда. Тогда уже мы любили играть в дочки - матери. Она была мамой, я дочкой.
Однажды Гульфия по- настоящему усыпила меня там, а сама отправилась домой. Мама, конечно, потеряла меня и, спохватившись, что бабушкина любимица вернулась одна, побежала за мной. Я спала на кирпичах, на которых были постелены какие- то тряпки. Спящую, мама так и принесла меня на руках домой. Об этом сама Гульфия хорошо помнит, и мама рассказывала, но то, что бегали туда играть, это я помню, врезалось в моей памяти крепко.
Хотя она родилась недоношенной, внешне и в умственном отношении это нисколько не сказалось на ней. Если говорить про рост, она ниже меня сантиметра на два, не более.
Следующий яркий момент из детства, это то, как мы с девчонками в нашей летней кухне пытались учиться курить. До сих пор не могу понять, кому пришла в голову такая шальная мысль, ума не приложу. Однако Беломорканал стащила с папиного кармана я. Полностью пачку забрать не рискнула, а взяла ровно столько штук, сколько нас было девчонок. Нас было примерно семеро девчат. Старшие девчонки с младшими сестрами. Мы с подругами учились в четвертом классе. Когда дошла очередь до меня, я сделала одну затяжку, поперхнулась, раскашлялась, во рту так невкусно и неприятно стало, что дальше не стала ничего предпринимать, а выбросила в печку окурок. Про остальных не могу ничего сказать, а только мы с сестрой больше никогда не повторяли этот горький опыт. Некоторые девочки из этой компании потом, встав взрослыми, закурили по- настоящему и, втянувшись, до сих пор продолжают курить и губить свое здоровье. Я благодарна тому, что в моей жизни был такой, хотя и неприглядный, опыт к курению. Зато навсегда отбилась охота к этой вредной привычке. Как говорится, все, что ни делается, все делается к лучшему.
Взрослые с самого раннего детства приучали нас к нелегкому деревенскому труду. Надобно сказать, что огороды в то время были такие огромные, а картофельное поле обрабатывать приходилось нам. Окучивали тяпками сами, разделив поровну ряды. В роли бригадира, кто выступал, не стоит даже сомневаться. Гульфия на правах старшей сестры занималась этим делом. И мы три сестры целыми днями пропадали в огороде. Каждому причитались не меньше пятидесяти рядов, к тому же широких, а не то, что сейчас делаются узкие гряды. Если кто- то раньше завершал раньше остальных свою работу, никто не помогал другому. Не знаю, почему, не было у нас чувства взаимной поддержки. А может, таким образом, мы учились полагаться только на себя. А бывало, кто- то больше отдыхал, ленился, не торопился, может причина была и в этом. И вот так родители прививали любовь к труду и ответственности

(Продолжение следует)