Найти тему
Петр Власов

Операция «Приливная волна» - налет на нефтяные заводы Плоешти (1)

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Вторую мировую войну называют «войной моторов» - ведь успех боевых действий был просто невозможен без участия в сражении авиации, танков, бронетранспортеров и других боевых машин. И всем им требовались для работы топливо и смазочные материалы. Нефть, из которой и вырабатывается масло и бензин, стала настоящей «кровью войны» - без нее ни танки не могли сдвинуться с места, ни самолеты – подняться в воздух. Поэтому нефтяные месторождения признавались стратегически важными объектами, от которых во многом зависел успех в войне…

Для Германии и ее союзников были очень важны нефтяные месторождения рядом с румынским городом Плоешти; тем более, что там же находились восемь нефтеперерабатывающих заводов, дававших ежегодно около 10 миллионов тонн горюче-смазочных материалов. Эта информация и породила в американских штабах идею «выбомбить из войны» и немцев, и их союзников - одним мощным ударом по Плоешти они рассчитывали оставить всю вражескую технику без бензина… Этот мощный налет на нефтепромыслы Плоешти американские стратеги запланировали на 1 августа 1943 г.

ПОДГОТОВКА

По разработанному американским командованием плану налет на Румынию должны были осуществить дальние бомбардировщики В-24 «Либерейтор», базировавшиеся на Северную Африку. Но так как находившихся там двух бомбардировочных групп было явно недостаточно, на ливийские аэродромы из Англии перебросили еще три дальнебомбардировочные группы. А чтобы привыкшие к «ковровым бомбежкам огромных городов с большой высоты» летчики не промахнулись по относительно малоразмерным целям – нефтяным заводам, было решено провести атаку огромными четырехмоторными высотными самолетами… с бреющего полета – у самой земли! Только так, посчитали американские стратеги, можно точно попасть по наиболее важным объектам - перегоночным колоннам, установкам крекирования нефти и резервуарам с топливом.

Устройство тяжелого бомбардировщика В-24 «Либерейтор» (здесь - модель G)
Устройство тяжелого бомбардировщика В-24 «Либерейтор» (здесь - модель G)

В конце июня 1943 г. сосредоточенные в Ливии и объединенные в 9-е Бомбардировочное командование генерала Узала Энта самолеты приступили к тренировкам бомбежки с малых высот. В 9-е командование входили: две «африканские» группы «Либерейторов» - 98-я BG «Тhе Pyгarnideгs» полковника Джона Кэна и 376-я BG «Т h е Liberandos» полковника Кеннета Комптона (всего 80 В-24 D ), а так же «понаехавшие из Англии гастролеры» - 93-я BG «Тhе Ted's Tгavelling Ciгcus » подполковника Эдисона Бэкера, 44-я BG «Тhе Flying Eight Balls » полковника Леона Джонсона и 389-я BG «The Sky Sсогpiоns» полковника Джека Вуда (в общей сложности 124 В-24 D ). В результате концентрации всех этих частей в Ливии была создана мощная ударная группировка из двухсот стратегических бомбардировщиков.

Тренировки экипажей «Либерейторов» над африканской пустыней
Тренировки экипажей «Либерейторов» над африканской пустыней

Отработка полетов на малых высотах в условиях Северной Африки оказалось крайне непростым делом. Воздушный поток от винтов низколетящих бомбардировщиков поднимал в воздух целые облака пыли и песка, значительно затруднявшие видимость пилотам самолетов, летевших позади, да еще и забивали песком воздухозаборники моторов идущих следом бомбардировщиков. Кроме того, «Либерейтор», создававшийся для полетов на больших высотах, имел проблемы с управлением у земли в условиях сильных турбулентных потоков, вызванных работой двигателей летевших впереди бомбардировщиков – пилоты с трудом удерживали «рыскающие» самолеты на курсе. Тем не менее, они не только летели в облаках пыли, но и прицельно бомбили макеты будущих объектов: саперы при помощи пустых бочек из-под топлива и насыпанных мелом линий сделал в Ливийской пустыне макет района Плоешти в натуральном масштабе. А пока летчики тренировались, штабисты планировали ход операции, получившей кодовое наименование «Приливная волна». Для атаки выбранных семи групп объектов были сформированы пять «волн» бомбардировщиков.

Первая «волна» - 28 B-24D из 376-й BG полковника Кеннета Комптона должна была сбросить бомбы на нефтеперерабатывающий завод «Romana Americana», расположенный западнее Плоешти.

Вторая «волна» - 37 «Либерейторов» из 93-й BG полковника Эдисона Бэкера должна была отбомбиться 25-ю самолетами по крупному заводу «Concordia Vega» севернее Плоешти; а 12 бомбардировщиков эскадрильи майора Рамсея Поттса - атаковать заводы « Standaid Petrol » и « Unirea Speranta».

Третья «волна» была самой мощной: 47 бомбардировщиков из 98-й BG полковника Джона Кэна должны были смешать с землей заводы «Phoenix Orion » и «Astra Romana» южнее Плоешти.

Четвертая «волна» (37 B-24D из 44-й BG полковника Леона Джонсона) должна была 17-ю самолетами подвергнуть бомбежке завод «Colombia Aquila», а 20-ю (эскадрилья майора Джеймса Посея) – разбомбить завод «Cгeditul Miner», расположенный в местечке Брази.

Последняя, пятая «волна» (29 «Либерейторов» 389-й BG полковника Джека Вуда) должна была атаковать завод «Stella Romana», находившийся в г. Кымпина, в 30 км северо-западнее Плоешти.

-4

По прямой от аэродромов, расположенных на ливийском побережье в районе Бенгази, до Плоешти было около 1.600 км, но бомбардировщики должны были лететь не строго по прямой линии, поэтому их путь удлинялся до 1.800 км. Полет предстоял над Средиземным морем, затем над горами Албании, Македонии и Болгарии, а финальная стадия полета начиналась над Дунаем, служившим границей между Болгарией и Румынией. Поскольку основная часть сил противовоздушной обороны Плоешти была сосредоточена на южном направлении, то было решено заходить на цель с противоположной стороны. Поэтому после пересечения Дуная «Либерейторы» должны были сначала взять курс на расположенный западнее Плоешти город Питешти, служивший в качестве первого контрольного пункта перед выходом на цель. Затем бомбардировщики должны были достичь второго контрольного пункта - города Флорешти, находившегося уже северо-западнее Плоешти. И только после этого повернуть на юго-восток - непосредственно в направлении назначенных целей.

Вечером 31 июля 1943 г. состоялась «планёрка» для пилотов всех пяти групп. Командующий 9-й воздушной армией США генерал Льюис Бреретон объявил о том, что операция «Приливная волна» назначена на следующий день – на 1 августа, и что целью операции является атака нефтепромыслов Плоешти. До этого момента никто из пилотов не знал, где в действительности находятся цели, на макетах которых они тренируются.

Несмотря на тщательную подготовку операции, риск был огромен. Экипажам «Либерейторов» предстояло проделать весь путь от Бенгази до Плоешти и обратно без истребительного прикрытия, и никто не брался предсказать их судьбу, если противник успеет подготовиться к появлению бомбардировщиков. Генерал Бреретон несколько своеобразно постарался «подсластить пилюлю»: «Мы ожидаем потери до 50%... Но даже если никто из вас не вернется, вылет будет все равно расценен как успешный, если вы нанесете удар по объектам». А чтобы опешившие от этого известия невольные «смертники» не взбунтовались и не начали отказываться от вылета, генерал добавил «высоких материй»: «Немецкие армии практически полностью зависят от румынской нефти. Внезапная, полная и безвозвратная потеря этой нефти неизбежно приведет к крушению надежд Вермахта на успех».

-5

«Вдохновлённые» мыслью, что ради призрачного успеха их уже списали со счетов, пилоты разошлись по палаткам – кто писать письма родным, которые вообще-то больше походили на завещания, кто разбираться в полученном «наборе сбитого летчика». Такие специальные наборы получили все члены экипажей на случай, если их бомбардировщик будет сбит над вражеской территорией. В него входили: аварийный запас продовольствия, таблетки для очистки воды, аптечка, напечатанная на тонкой шелковой ткани карта Балканского полуострова, золотые монеты, деньги в валюте разных стран, а также листки с текстом обращения о помощи, написанным на албанском, сербском, хорватском, греческом, болгарском, румынском и турецком языках. Кроме того, в комбинезоны летчиков были вшиты миниатюрные полотна для резки металла, которые вместе с вмонтированными в пуговицы компасами должны были в случае необходимости помочь им бежать из плена и сориентироваться на незнакомой местности.

ВЫЛЕТ

-6

Утром 1 августа, ровно в 07.00, в воздух поднялся первый бомбардировщик - В-24 D «Wongo Wongo» майора Брайана Флавелла из 376-й BG. Опытный штурман этого самолета 1-й лейтенант Роберт Вильсон одновременно являлся и штурманом всего соединения бомбардировщиков операции «Приливная волна». Именно ему предстояло вести группировку на цель. Вслед за «Wongo Wongo» с пяти аэродромов, расположенных вокруг Бенгази, начали взлетать остальные бомбардировщики. Каждый из них нес 1.800 кг фугасных бомб и два контейнера с небольшими зажигательными бомбами, а в основных и в специально установленных дополнительных топливных баках находилось по 12.400 литров горючего. Взлетная масса перегруженных самолетов превышала допустимую, и потому бомбардировщики с работающими на максимальных оборотах двигателями поднимались в воздух очень тяжело.

А дальше начались потери. Уже во время взлета разбились два самолета. На аэродроме Бенина один из «Либерейторов» так и не смог оторваться от взлетной полосы и, выскочил за ее пределы; экипаж сгорел вместе с самолетом. Другой B-24D загорелся сразу же после взлета; его командир попытался совершить аварийную посадку, но попал в плотное облако пыли, поднятой стартующими самолетами. При почти полном отсутствии видимости этот «Либерейтор» задел крылом бетонную полосу и взорвался. Не обращая внимания на первые потери, соединение «Либерейторов» при полном радиомолчании (мучительное для болтливых американцев дело!) полетело на малой высоте на север. Во время полета над Средиземным морем от строя иногда отделялись одиночные самолеты: из-за технических неполадок в «наглотавшихся» песка при взлете двигателях одиннадцать бомбардировщиков были вынуждены повернуть обратно. И тут произошло событие, едва не сорвавшее всю операцию. По неизвестной причине флагманский «Wongo Wongo» майора Флавелла, возглавлявший боевой порядок группы, неожиданно завалился на крыло и, не подавая никаких сигналов бедствия, рухнул в море. Так соединение уже на начальном этапе операции осталось без штурмана, прокладывавшего курс группировке!

Теперь место лидера должен был занять командир 376-й BG полковник Кеннет Комптон, однако его самолет летел в глубине боевого порядка группы: ведь на борту этого В-24 D «Teggie Аnn » находился генерал Узал Энт, руководивший всей операцией «Приливная волна». В результате после потери «Wongo Wongo» Комптон был вынужден «продираться» сквозь боевые порядки своего соединения, чтобы занять место лидера. А вся ответственность за точность навигации легла теперь на плечи его молодого и недостаточно опытного штурмана. Чтобы парень случайно не завел всю группировку «не туда», штурману помогать в расчетах взялся лично сам генерал Энт.

-7

В ходе полета над морем дистанция между группами начала увеличиваться: изношенные самолеты 98-й BG, а за ними и летевшие позади 44-я и 389-я BG все больше и больше отставали от лидирующих групп; постепенно компактное прежде соединение разделилось на две части. Когда впереди появилось европейское побережье, оказалось, что над Албанией плотная облачность, скрывавшая даже вершины гор. Американские бомбардировщики набрали высоту, чтобы лететь над облаками; но потрепанные войной тихоходные «Либерейторы» 98-й BG были вынуждены (чтобы не отстать еще больше) искать разрывы в облачности, пролетая почти вслепую в непосредственной близости от горных склонов…

Во время пролета над Болгарией американцев обнаружила немецкая радиолокационная станция. Немцы тут же сообщили болгарам о появлении вражеских бомбардировщиков, но к тому времени, когда болгарские истребители поднялись в воздух, американцы уже удалились настолько, что догнать их болгары так и не смогли.

Маршрут американского бомбардировочного соединения от Ливии до Плоешти
Маршрут американского бомбардировочного соединения от Ливии до Плоешти

АТАКА

Фото сделано 1.08.1943 с американского бомбардировщика
Фото сделано 1.08.1943 с американского бомбардировщика

В 13.30 вновь перешедшие на малую высоту «Либерейторы» 376-й BG и 93-я групп достигли Дуная и вышли в точку контроля времени; остальные подразделения сильно отстали. Тем не менее, Комптон продолжил полет, не дожидаясь остальных. Но при подлете к точке поворота на цель командирский самолет повернул раньше времени (Комптон и генерал Энт приняли за намеченный точкой поворота город Флорешти находившийся южнее его город Тарговиште). Когда же молодой штурман смог, наконец, убедить своих самоуверенных командиров в том, что они ошиблись, Комптон передал по радио лидерам других групп приказ самостоятельно искать цели для бомбежки. Получив это распоряжение, шедший следом командир 93-й группы полковник Бэкер тут же развернул свои самолеты влево, к замеченным им на горизонте дымам. Оказалось, что это как раз и есть нефтеперерабатывающие заводы Плоешти. В результате «Либерейторы» Бэкера вышли к цели раньше, чем лидирующая группа. И первыми попали под лавину огня зенитной артиллерии.

-10

Американцы, конечно же, ждали противодействия; но не такого мощного! Ведь летчики не имели представления о том, что нефтезаводы прикрывают 52 зенитные батареи (374 зенитки, из которых 164 - мощные 88-мм орудия, способные одним попаданием разнести огромный четырехмоторный самолет в щепки!). Да и остальные малокалиберные автоматы представляли серьезную опасность для «Либерейторов», летевших на высоте всего около 100 метров… Мало того: непосредственно над районом нефтепромыслов в воздухе висел 71 аэростат заграждения, а по железнодорожной ветке курсировал немецкий поезд ПВО, «под завязку» набитым зенитными установками. Двигаясь тем же курсом, что и самолеты, этот «зенитный бронепоезд» мог постоянно вести по вражеским бомбардировщикам убийственный огонь.

И вот в эту зону, напичканную зенитными стволами, влетели «Либерейторы» 93-й группы. Из-за ошибки со временем поворота «93-ю» вынесло на завод «Colombia Aquila», который по плану должна была бомбить лишь четвертая «волна» «Либерейторов». Причем вынесло именно с юга, где и было размещено большинство батарей. Но план уже и так «полетел к черту», оставалось только одно: прорываться сквозь зенитный заслон и бомбить тот объект, который оказался на курсе! И «Либерейтор» «Hells Wench» полковника Бэкера устремился к заводу, на ходу открывая бомболюки. Еще за пять километров до цели на самолеты обрушилась лавина стали; в бомбардировщик Бэкера один за другим попали четыре снаряда – четвертый угодил точно в кабину пилотов! Но пылающий «Hells Wench» продолжал упрямо нестись вперед, к цели, хотя высота и ровная местность под самолетом позволяли ему произвести аварийный сброс бомб и совершить вынужденную посадку. Эдисон Бэкер на полыхающем самолете продолжал вести свою группу на цель!

-11

Когда до завода оставалось несколько сот метров, «Либерейтор» Бэкера получил пятое прямое попадание. Но охваченный пламенем бомбардировщик каким-то чудом все еще держался в воздухе, и упорно летел вперед – уже между крекинговых колонн! И лишь когда он сбросил бомбы на цель, а за ним начали сбрасывать бомбы и другие самолеты 93-й BG, «Hells Wench» попытался набрать высоту. Но было уже поздно: горящий «Либерейтор» завалился на крыло и рухнул на постройки завода. Впоследствии за этот подвиг полковник Эдисон Бэкер и его второй пилот майор Джон Йерстад были посмертно награждены высшей американской наградой - Почетной Медалью Конгресса...

Кроме бомбежки «Colombia Aquila» самолеты 93-й группы отбомбились так же по попавшим в их прицелы заводам «Phoenix Orion» и «Astra Romana», расположенных южнее Плоешти (хотя эти заводы были запланированы для удара третьей волной бомбардировщиков). При этом остались нетронутыми заводы «Standard Petrol» и «Unirea Speranta», которые и должны были бомбить самолеты эскадрильи майора Рамсея Поттса из 93-й группы…

Всего во время атаки Плоешти 93-я BG потеряла десять «Либерейторов». Один из них столкнулся с тросами аэростата заграждения; другой, сбитый зенитной артиллерией, врезался в здание женской тюрьмы города Плоешти, убив много женщин – заключенных и надсмотрщиц. Последний погибший самолет этой группы был сбит уже на обратном пути - над Болгарией. Остальные «Либерейторы» группы прилетели домой изрешеченными: во время атаки все они получили сильные повреждения (до трех сотен пробоин на самолет!). Потери 93-й группы в людях составили 101 человека; из них 75 погибли, а 26 попали в плен к румынам...

Завод «Colombia Aquila» в огне. Фото сделано 1.08.1943 с американского бомбардировщика
Завод «Colombia Aquila» в огне. Фото сделано 1.08.1943 с американского бомбардировщика

ОКОНЧАНИЕ ЗДЕСЬ…

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.