Найти тему
НУАР-NOIR

Тайна забытого криминального фильма с Брюсом Уиллисом

Или почему «Закат» совершенно ни при чем?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материал в соцсетях!
Кадр из фильма "Закат" (1988)
Кадр из фильма "Закат" (1988)

В рамках подготовки ко дню рождения Брюса Уиллиса, что случится вот-вот и буквально со дня на день, мы решили обратиться к ленте, кою совершенно несправедливо забыли. Не то что бы она оказалась в тени первой части «Крепкого орешка» (хотя это тоже), просто отечественный зритель посчитал кинокартину «Закат» (1988) некой безделушкой. Впрочем, в ней есть масса скрытых моментов и даже загадочных тайн

Кадр из фильма "Закат" (1988)
Кадр из фильма "Закат" (1988)

Начнем с того, с название надо переводить не как «Закат», а как «Сансет», ибо оно содержит отсылку к прославленному нуару «Бульвар Сансет» (1950), в котором сюжет вращался вокруг актрисы немого кино. В данном случае культовый режиссер Блейк Эдвардс («Завтрак у Тиффани», «Большие гонки» и т.д.) решил «поиграть со смыслами». Он предпринял попытку создать очередной гибрид из жанров-антагонистов: нуара и вестерна.

Афиша фильма "Закат" (1988)
Афиша фильма "Закат" (1988)

Основное действие фильма происходит в Голливуде 1929 года и весьма напоминает типичные романы Рэймонда Чандлера: таинственное убийство, гангстеры, многозначно молчащие красотки, таинственные черные записные книжки, нечистые на руку копы и т.д. Спрашивается, и при чем здесь вестерн?

Кадр из фильма "Закат" (1988)
Кадр из фильма "Закат" (1988)

Дело в том, что часть действия разворачивается в павильонах, где как раз снимают вестерны. Более того, решено снять фильм о прославленном «законнике» «Дикого Запада» Вайетте Эрпе, для чего оного пригасили на студию в качестве консультанта. И тут опять же есть игра смыслов. Кино-вестерн не имеет ничего общего с реальностью. А в той Эрп не со всем «хороший парень», а точнее говоря, обычный бандит, которого лишь наняли «охранять закон»

Кадр из фильма "Закат" (1988)
Кадр из фильма "Закат" (1988)

Опять же фильму от нуара досталась фраза «Основано на реальных событиях». А поскольку в своё время оной весьма злоупотребляли, то делается дополненияе «Если не считать пары мелочей». Конечно же, сюжет выдуман от начала до конца. Наверное, самым важным в фильме было желание показать некую «теневую сторону» первой церемонии вручения «Оскара». Она случилась в мае 1929 года, когда реальный Эрп уже «покоился с миром» как полгода

Кадр из фильма "Закат" (1988)
Кадр из фильма "Закат" (1988)

Однако именно тогда на «Оскар» был номинирован один из первых прото-нуаров, фильм «Рэкет», который в итоге запретили в ряде территорий США. В нём уж слишком неприглядно была показана американская полиция. И именно тема «продажных копов» (как одна из центральных в нуаре) звучит в фильме «Закат». Опять же есть явные отсылки к знаменитому гангстеру «Голландцу Шульцу» («датч» - это не датчанин, как может показаться, это именно «голландец»)

Кадр из фильма "Закат" (1988)
Кадр из фильма "Закат" (1988)

Заметим, что Эдвардс не первый раз иронизировал по поводу нуара, можно вспомнить в рамках его антологии про «Розовую пантеру» фильм «Выстрел в темноте» (1964). Да и Брюса Уиллиса сей выдающийся кинотворец вовсе ценил не как «героя боевика». Дело в том, что буквально накануне Эдвардс снял Уиллиса в главной роли в комедии «Свидание вслепую» (1987). И весьма остался доволен, а потому решил повторить результат. Но кто же знал, что через несколько месяцев после «Заката» на экраны выйдет «Крепкий орешек» и жизнь актера изменится раз и навсегда?

Кадр из фильма "Закат" (1988)
Кадр из фильма "Закат" (1988)

К слову сказать, если посмотреть на съемки, в которых принимал участие (по сюжету) персонаж Уиллиса, то речь идет (скорее всего) о фильме «Моя дорогая Клементина», а стало быть, персонаж Уиллиса как бы был «проекцией» Генри Фонда. Хотя в реальности съемки состоялись не в 1929 году, а полтора десятилетиями позже, но разве это важно для данной «истории»?