Вот еще одно понятие, которое стало принято использовать совершенно не по адресу: мелодрама. Сейчас так называют любое произведение «про любовь», не разбирая нюансов и градаций. И «Титаник» мелодрама. И «Влюбленный Шекспир». И советские фильмы «Мачеха» и «Мужики!». Даже «Карьера Димы Горина» - ну а что, о любви же!
Давайте разберемся, прежде всего, что такое изначально понятие «мелодрама». А для этого немного закопаемся в историю театра.
Французская революция стала тем самым водоразделом, который завершил эпоху Просвещения. Моду в то время задавал как раз французский театр, где царил классицизм: спектакли пропагандировали служение государству, показывали конфликт долга и чувства (долг побеждал с разгромным счетом) и т.д. А самое главное для нас сейчас – существовало четкое жанровое деление: высокий жанр – трагедия и низкий – комедия.
Революция, как мы помним, была буржуазно-демократической, а значит, после нее в театры особенно рьяно хлынуло "третье сословие" (как мы бы сказали - "средний класс"). И тут внезапно оказалось, что ему скучно в рамках двух строго обозначенных жанров. Буржуазия хотела смотреть про себя. А потому на сцене окончательно утвердилась драма (сначала называемая «мещанской драмой») и тихой сапой прокрались еще два совершенно новых «низких» жанра: водевиль и – падам – мелодрама. Оба словно в чем-то наследовали у принятых до того строгих жанров, но, в отличие от просветительской драматургии, даже не думали поучать. Зритель наконец получил право развлекаться. Мелодрама в целом напоминала водевиль, только со знаком минус: герои-маски, вставные музыкальные номера (за которые жанр и получил название мело-драмы). Только вместо отвязных шуток герои там отчаянно страдали, заламывали руки и театрально умирали с жуткими эффектами.
Потом музыкальные номера как-то отмерли, а вот жанр остался. Временами грань между хорошей мелодрамой и драмой даже как-то стиралась, но основные приметы жанра таки оставались, и вот они:
- отсутствие полутонов, четкое деление героев на положительных и отрицательных; часто наличие инфернально плохого злодея;
- театральные эффекты, преувеличенное страдание, откровенное давление на чувства. Еще раз: не простое давление на чувства, которым так или иначе занимается искусство, а подчеркнутое, педалированное, зачастую штампованными средствами а-ля «одноногая собачка умирает в объятиях чахоточной сироты».
- Полное несоответствие этих страстей поводу. Например, фильм про Великую отечественную войну вряд ли может быть мелодрамой. А вот фильм, где роковые страсти кипят в мирной деревне, — это она, родимая.
Мелодрама оказалась чудовищно живучим жанром. Она маршировала победным шагом в авангарде немного кино. Она буйно расцвела в Голливуде «золотой поры». Она прошествовала по всей планете, не миновав ни одной страны. Конечно же, цвела – и цветет ныне – она и у нас.
В википедии, например, проставляют жанр «мелодрама» буквально каждому фильму про любовь, видимо, вслед за маркировками на DVD. Только «Анну Каренину» вроде бог миловал. И в этом видится доля пренебрежения: вот, мол, мы и хотели бы о высоком, но поскольку назидательной песни нет, давайте любовную.
Но нет. Все мировое искусство, кроме какой-нибудь «Истории одного города», – про любовь, но это не делает всё его повально мелодрамой.
Однако примеры рафинированной мелодрамы у нас перед глазами: это сериалы на «России-1», те самые наследники бразильского, мексиканского и аргентинского «мыла», перекупаемые и переснимаемые до сих пор в самых разных странах.
И штампы-то все те же, милые и узнаваемые до жути: похищенные младенцы, подкидыши, коварные разлучницы, вечно невинные героини-жертвы, злобные насильники. В конце побеждает добродетель, либо льются слезы на разрыв аорты.
А теперь вернемся к примерам из начала поста. Мелодрама ли "Москва слезам не верит"? Или фильм "Мачеха"? Нет. Потому что играют актеры бытово, без заламывания рук, без аффектации. И истории рассказываются бытовые, особенно в "Москве", где герои подчеркнуто погружены в привычную зрителю повседневность. Всё это - драмы, семейные драмы, психологические драмы.
Ну а что же «Титаник»? Начнем с того, что вообще по жанру это – фильм-катастрофа. Так что нарушается требование №3: мелкий повод. Но отдельно любовная история, происходящая на фоне крушения, конечно же, мелодраматична. Слишком уж много тут сошлось примет жанра: бездушный жених со своим гнусным пособником, попытка самоубийства и спасение героини, подброшенный бриллиант, невинно оклеветанный герой. И все же это очень качественно снятая мелодрама, настолько качественно, что стоит все же назвать ее драмой с элементами мелодрамы. В ней есть мелодраматизм, но это не чистый образец жанра.
И важно еще одно: сюжетная основа сама по себе, отдельно от режиссуры и актеров, не даст нам чистой мелодрамы.
Можно сыграть и «Отелло» как мелодраму. Можно сыграть и «Роковую любовь» как без двух минут высокую трагедию.
© Ольга Гурфова
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Похожие статьи:
Четвертая стена: как максимально неправильно использовать этот термин?
Удобный путеводитель по моим постам - здесь .
--
Спасибо моим читателям!
Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме – и получайте больше историй о театре и кино!