Гора Ай-Петри — одна из самых живописных вершин Крыма, привлекающая множество туристов. Это место настолько богато удивительными природными и историческими достопримечательностями, что на их изучение может уйти от одного дня до целой недели.
В сегодняшней статье я поделюсь с вами самыми популярными местами Ай-Петри, которые мы успели посетить во время нашего отдыха в Ялте.
Как подняться на вершину?
Вопрос "Как добраться до вершины Ай-Петри?" — один из самых актуальных, и существует несколько популярных способов.
- Пешком по тропе здоровья
Это самый трудоемкий, но и самый захватывающий способ. Подъем займет много времени и сил, а значит, вам нужно быть готовыми к физическим нагрузкам. Также стоит учитывать, что спуститься обратно в световой день может не получиться, и вам, возможно, придется ночевать в палатке или искать другой способ спуска. Зато у вас будет уникальная возможность насладиться природой и атмосферой гор в полной мере. - Канатная дорога
Не менее живописный способ — подняться на канатной дороге, но будьте готовы к большущим очередям, как на нижней, так и на верхней станции. Стоя на солнце по несколько часов — это удовольствие сомнительное. Плюс, вагончики часто бывают грязными, а в них — духота. Еще один важный момент: не планируйте спуск на последнем рейсе! Очередь будет настолько огромной, что, скорее всего, вам придется брать такси, а его стоимость будет сравнима с ценой авиабилета. Отправная точка канатной дороги: Алупкинское ш., 52, п. г. т. Кореиз (стоимость билета для взрослого — 400 рублей). - На автомобиле
Самый удобный и гибкий способ — поездка на автомобиле. Маршрут пройдет по старинной дороге, построенной еще в 1895 году при императоре. Дорога сохранила свой профиль и до сих пор, а по пути будет несколько интересных остановок, где можно сделать перерыв и насладиться природой. Если у вас нет личного автомобиля, можно взять такси с нижней платформы. Стоимость подъема зависит от сезона и времени суток и составляет примерно 300-400 рублей с человека.
Маршрут на карте
Мы провели целый день на Ай-Петри и успели посетить почти все самые знаменитые достопримечательности этой удивительной горы.
Единственным местом, которое мы решили оставить без внимания, стали штольни. Всё остальное — от живописных смотровых площадок до уникальных природных объектов — мы успели исследовать и насладиться в полной мере.
Поделюсь с вами маршрутом на карте, чтобы вы могли планировать свой визит и не пропустить важные и интересные точки на Ай-Петри.
Карта не работает в мобильной версии сайта
Подъем на автомобиле
Мы решили отправиться на вершину на автомобиле. Съезжаем с Южнобережного шоссе, следуя указателю на Ай-Петри.
Дорога начинается в поселке Кореиз и постепенно начинает подниматься вверх, предлагая захватывающие виды на побережье и горы.
По пути вас ждут живописные ландшафты, а также несколько остановок, где можно сделать перерыв и насладиться природой.
Не обращайте внимания на знак "Трасса закрыта до Ай-Петри". Я уже второй раз еду сюда в жаркий день, и этот знак по-прежнему остается на своем месте.
Видимо, за его актуальностью никто не следит. Однако стоит учитывать, что в зимний сезон дорогу после водопада часто перекрывают.
Долгое время дорога остается вполне комфортной, а серпантин со всех сторон скрыт деревьями, создавая ощущение уединенности. Благодаря этому, я совершенно не ощущал страха и мог наслаждаться поездкой.
Водопад Учан-Су
Первая остановка — у самого высокого водопада Крыма, Учан-Су, что в переводе означает "летящая вода". Мощные потоки кристально чистой воды обрушиваются с высоты 98 метров, с потрясающей силой ударяя о скалы.
Этот водопад в два раза выше и более внушителен, чем знаменитый Ниагарский водопад. Однако не всегда он выглядит так зрелищно, как в лучшие моменты. Что мы увидели во время визита, смотрите по ссылке в статье ниже:
Черепашье озеро
Следующая остановка на нашем пути — Черепашье озеро. Оно известно прежде всего тем, что в его водах обитают дикие красноухие черепахи. Также ходят слухи, что на дне озера можно найти фашистскую военную технику, а на его берегах снимали сцену из фильма "Приключения Буратино".
Насколько эти факты соответствуют действительности, вы узнаете по ссылке в статье ниже:
Серебряная беседка
Дорога, по которой мы поднимаемся, имеет богатую и увлекательную историю. Строительство началось в 1865 году, когда военные начали возводить трассу для защиты Крыма от угрозы со стороны Турции.
Завершили работы лишь через 30 лет. В память о трудном строительстве на горе Пендикюль была установлена ротонда, с которой открывается один из самых лучших видов на Ялту.
О более подробной истории строительства дороги, а также об авторалли, которое долгое время проводилось здесь, можно узнать по ссылке ниже:
Серпантин над пропастью
Дальше деревья редеют, и на смену им приходит знаменитый серпантин, круто извивающийся над пропастью.
Возможно, после горных перевалов Швейцарии и Греции крымский серпантин показался мне не таким уж страшным, но уж точно — невероятно красивым.
Каждая извилина открывает новые захватывающие виды на окружающие горы и долины, и, несмотря на узкие участки, чувство восторга от пейзажей полностью перекрывает любые опасения.
Национальная кухня
Первая остановка — в поселке Охотничье, где мы оставляем автомобиль на бесплатной парковке. Сразу же к нам подбежали зазывалы из местных кафе, предлагающих блюда крымских татар.
Здесь, в этом живописном уголке, можно не только перекусить, но и прочувствовать настоящий восточный колорит. Вокруг не будет других мест, где можно попробовать национальную кухню, так что эта остановка — идеальная возможность погрузиться в атмосферу региона.
Смотровая с видом на зубцы
После плотного обеда отправились по тропе к смотровой площадки, откуда открывается захватывающий вид на зубцы Ай-Петри.
Здесь можно насладиться панорамой, где скалистые вершины горы словно вздымаются в небо, а вокруг — бескрайние просторы Крыма. Удивительная красота пейзажа оставляет незабываемые впечатления, а воздух наполнен свежестью и атмосферой величия природы.
Айпетринский меридиан
Немного отошли от смотровой, чтобы посмотреть на Ай-Петринский меридиан. С 1913 по 1918 годы здесь велись работы по строительству гидротехнических сооружений, и именно сотрудники этого исследовательского отряда установили памятник, назвав его "Ай-Петринский меридиан".
Они с точностью, соответствующей тех времен, определили географические координаты (44°28' северной широты и 34°05' восточной долготы) и высоту. Чугунный глобус, который является частью памятника, сохранил на себе следы осколков времен Великой Отечественной войны.
Вдали виднеется метеостанция.
Парковка
Возвращаемся к автомобилю и направляемся к зубцам, до которых осталось совсем немного.
У подножия зубцов расположена большая парковка, но вот странность — она платная. На входе стоят два крупных парня, как в 90-е годы, и собирают деньги за проезд.
Стоимость — 300-400 рублей за автомобиль, но никаких документов или чеков они не предоставляют. Ребята утверждают, что это территория заповедника и угрожают крупным штрафом за нарушение. Я решил не рисковать и поехал искать бесплатную парковку в другом месте.
Искать долго не пришлось — я нашел место для парковки в поле, всего в 500 метрах от основной стоянки. Вообще с автомобилями здесь творится настоящий хаос, который никто не контролирует.
Панорама у канатной станции
Подъем на зубцы начинается с конечной станции канатной дороги. Обратите внимание на очереди — чтобы уехать, люди вынуждены стоять по несколько часов, тесно прижавшись друг к другу.
Не могу понять, почему эту многолетнюю проблему до сих пор не решены. Именно поэтому автомобиль остаётся самым удобным и эффективным способом добраться сюда.
Рядом с канатной дорогой я встретил знакомый тольяттинский автомобиль — Niva Марш болотоход. Интересный факт: единственный автопроизводитель, который официально представлен в Крыму, — это АВТОВАЗ.
При этом санкции не касаются его, несмотря на то что продажи автомобилей этой марки продолжаются в многих странах мира.
С канатной станции открывается потрясающая панорама, с которой можно насладиться великолепным видом на город Алупку.
Зубцы Ай-Петри отсюда смотрятся намного массивнее. Даже страшно представить, что мы собираемся идти куда-то к ним.
Подъем к зубцам
Со смотровой площадки начинается тропа к зубцам. Обратите внимание на камни — они довольно скользкие, и ходить по ним неудобно.
Поэтому важно надеть удобную обувь, чтобы не получить травму.
Прямая тропа постепенно переходит в затяжной и утомительный подъем. Сначала вы идете в тени деревьев, наслаждаясь прохладой, но вскоре тропа становится круче и сложнее.
А затем тропа открывается, и вам предстоит идти под палящим солнцем. Это были 15 минут настоящего испытания.
Вершина Ай-Петри
Зато в награду — покорение вершины Ай-Петри, высотой 1233 метра. Правда, таких же покорителей здесь немало.
Жаловаться не буду, так как вершина с обзором на 360 градусов, поэтому каждому хватает места и вида, а очередей нет.
С вершины открывается захватывающий вид на правую часть Алупки.
Рекомендую перед подъемом на Ай-Петри посетить все популярные места южного побережья — так с высоты будет приятно узнавать знакомые пейзажи.
Вот, например, скала Дива, где мы недавно гуляли по подвесному мосту.
С противоположной стороны раскрывается уникальный рельеф Ай-Петри. Здесь снег сохраняется долгие месяцы, и лишь летом он полностью тает, открывая невероятные виды.
Подвесной мост
Вершина Ай-Петри предлагает множество экстремальных развлечений. Здесь можно на высокой скорости спуститься по зиплайну в сторону парковки или прогуляться по подвесному мосту к зубцам. Конечно, мы выбрали прогулку к зубцам.
Но для этого нам предстояло испытать еще одну крымскую "забаву" — стоять в очереди. Мы ждали своей очереди около 30 минут, и за это время нам попались самые разные люди. Кто-то шел и снимал всё на телефон, а китайская пара застыла от страха посередине моста и долго не могла сдвинуться с места.
Наконец, настала наша очередь. Мы оплатили 500 рублей наличными в кассе, нам сразу выдали билет. Затем надели страховку и получили страховочный крюк.
Вот здесь начался главный страх — тебе нужно самостоятельно зацепиться и отцепиться от страховки. Если не совсем доверяешь себе, это может быть действительно страшно, как было в моем случае.
Первый мост оказался не таким страшным, как казалось со стороны. Он не сильно трясется, и я быстро почувствовал себя уверенно. Чтобы усилить ощущения, я стал смотреть вниз на пропасть — и тогда адреналин действительно взял верх!
Оборачиваюсь назад и смотрю сколько прошел.
Я дошел до зубца и отцепил крюк от троса. Тут не оказалось инструкторов — только такие же туристы, как и мы. Это немного пугает, ведь ответственность за безопасность полностью лежит на тебе.
На зубце установлен небольшой черный крест, который, вероятно, связан с названием Ай-Петри, что в переводе с греческого означает "Святой Петр".
Также меня улыбнула табличка, запрещающая ходить по маленькому. Неужели были такие люди, которые решились на это прямо на зубце?
Второй мост оказался страшнее, потому что по нему нужно идти вверх. Он сильно качается, и смотреть вниз ради остроты ощущений я уже не решился. Но, несмотря на это, удовольствие от прогулки получено — всем рекомендую!
👉🏻 Еще статьи от автора: