Найти тему
Satdata

Константин Арцеулов - внук Айвазовского и автор первого управляемого штопора

Арцеулов с Ньюпором (после знаменитого штопора - вверху) и с С. Королевым (внизу)
Арцеулов с Ньюпором (после знаменитого штопора - вверху) и с С. Королевым (внизу)

Только перечисление основных дат жизни этого летчика и художника займет десятки страниц. Заметим только одну знаменательную дату - первый управляемый штопор - полет произошел в 11 часов утра 24 сентября 1916-го года - три витка штопора и выход из него; в этом же полете летчик повторил штопор(уже 5 витков). Через пару дней все инструкторы Качинской авиашколы освоили его опыт. А через месяц управляемый выход ввели в курс упомянутой авиашколы и истребители прибывали на фронт уже вооруженные этим знанием на практике. Сам факт оперативного включения в цикл обучения передовых методов в России - уже подвиг. Эта методика многим спасла и жизнь и повысила результативность боев. Русские летчики массово применяли этот прием при зенитном обстреле, после чего уходили из сектора огня после управляемого выхода из штопора.

Еще одним событием в жизни Арцеулова, довольно важным - было участие в испытаниях советского истребителя И-1 (ИЛ-400). После чего он чудом остался жив после аварии.

Известен он и собственными конструкциями планеров и участием во многих соревнованиях планеристов, где был близко знаком с Королевым и другими известными в дальнейшем авиаконструкторами.

Работал в "Добролете", стал одним из пионеров аэрофотосъемки.

В 1933 попал под следствие - был выслан в Архангельск. Вернулся, но летчиком уже быть было не суждено. Был довольно известным художником.

Но все-таки остался на вс времена как "победитель штопора", "покоритель штопора" ...

Арцеулов на фоне своих самолетов, в том числе и с итальянским коллегой (справа вверху)
Арцеулов на фоне своих самолетов, в том числе и с итальянским коллегой (справа вверху)

ИЛ-400 (И-1) - и Арцеулов после испытаний этого самолета (в больнице!). все фото статьи взяты из открытых источников
ИЛ-400 (И-1) - и Арцеулов после испытаний этого самолета (в больнице!). все фото статьи взяты из открытых источников

О другом самолете - гидроплане Григоровича - здесь.

О спутниковой связи, без которой не обойтись ни воздухе, ни на море, ни на воде - здесь.

Всем удачи и успехов!