Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Воспоминания дочери Алексея Баталова об отце

В книге Алексея Баталова «Сундук артиста» собраны записи артиста о жизни, семье, киносъемках, работе с известными актерами и режиссерами. Издание дополнено эссе дочери актера Гитаны-Марии Баталовой, в котором она вспоминает своего отца.

Источник: http://tours.kremlin.ru/ ( http://kremlin.ru/ ) Creative Commons Attribution 4.0 International
Источник: http://tours.kremlin.ru/ ( http://kremlin.ru/ ) Creative Commons Attribution 4.0 International

Публикуем отрывок из эссе Марии о том, как отец приучал ее любить русскую классическую литературу:

«Истинная заслуга отца, что я приобрела навык писать очерки. Часто у него в кабинете мы рассматривали книги — альбомы с репродукциями, вестимо, или на английском, или на итальянском, или на немецком, и ему достаточно было прочитать имя живописца, чтобы рассказать и о нем, и о стиле, и об эпохе. Отец чаще рассказывал и объяснял мне что-то по истории искусств, по русской и зарубежной литературе, нежели о театре и кино: ведь “стержень” всей русской драматургии и кино — отношение человека с Господом и друг с другом. Смысл русского кино не зрелище, а возможность дать вглядываться, вслушиваться в героев. Писатели, драматурги и сценаристы, в какой бы форме, в каком жанре ни рассказывали, в основе лежит отношение человека к Богу, его готовность принимать те или иные испытания ради чего-то или ради кого-то. И это можно описать одной-двумя фразами, как Островский, или Михаил Лермонтов, или Александр Пушкин, или граф Толстой, или Антон Павлович, так что читатель или зритель в зале моментально улавливают… И отец показывал это. Мог показать любого героя русских писателей. Все происходило сразу, без подготовки. Он обращался ко мне. Без подготовки, почти что без паузы… Отец, папа, а через пять секунд вместо отца-папы появлялся герой, от лица которого он обращался ко мне. И в облике, и в жестах, и в голосе ощущалось столько переживаний, что я невольно начинала сопереживать ему. Благородные, негодяи, трусы, лжецы, предатели, убийцы или подлецы. Но при этом я не питала к отрицательным героям ненависти. Отец всегда меня ловил на этом и веселился.

Последние лет пять он часто объяснял мне, что русская литература и русская драматургия основаны на любви и сострадании. Года два он писал, вернее диктовал, свои воспоминания. Он писал их короткими главками-заметками. Затем читал. Мы обсуждали полтора-два часа. Через некоторое время он писал следующую.

Еще папа хотел поставить на театральной сцене спектакль “Три сестры” А.П. Чехова. Он лет десять рассказывал мне, что нужно уйти из ВГИКа, чтобы заняться инсценировкой. Он мечтал поставить, снять хотя бы мультфильмы по двум моим сказкам: “Тропинка домой” и “Возвращение Раймонды”. Видел отец чрезвычайно плохо: последние лет пятьдесят сопротивлялся туберкулезу глаза. И рисунки к пяти моим сказкам, и свою последнюю книгу “Сундук артиста” отец создал слабозрячим. Он еще успел полистать мою книгу “Затерянные сказки”. Надевал две пары очков, брал сильную лупу. Часто папа брал гитару и пытался наигрывать, петь тот любимый наш романс Константина Фролова “Посвящение женам декабристов”»

Прочитать отрывок или купить книгу в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a00057s/

Рекомендуем прочитать другую нашу статью об Алексее Баталове:
Трагический случай, произошедший с Алексеем Баталовым на съемках фильма «Летят журавли»

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)