Когда я, будучи совсем маленькой, наблюдала за мамой или бабушкой. Они сначала отжимали постиранные вещи, потом стряхивали, а потом вешали. Я думала, что стряхивают они для того, чтобы еще немного подсушить и стряхнуть лишнюю воду.
У меня не было сомнений даже, поэтому я никогда и не спрашивала, зачем они это делают.
А когда сама впервые взяла в руки мокрую вещь, то машинально стряхнула её, и много лет так делала, не задумываясь. Но, однажды вспомнила, про свои детские мысли и стало понятно, что я стряхиваю вещи, чтоб расправить их и повесить сушить, а не для того, что бы стряхнуть невыжатую воду.
Ведь ребёнок, глядя на действия взрослого, объясняет их себе совсем не обязательно именно с тем смыслом, который вкладывает взрослый в свои действия.
А значит, наши действия без пояснений, да и с пояснениями не гарантируют именно то значение наших поступков, которое мы имеем ввиду.
Иногда очевидные вещи для одного, совсем не очевидны другому. Требовать от детей или учеников понимания, а особенно, обращаться с фразами: «ну, что же ты не понимаешь простых/очевидных вещей?» или «это всем известно...» — не имеют никакой пользы и здравого смысла.