Найти тему
Наталья Баева

Много ли человеку нужно?

Вопрос из разряда вечных. И ответ на него казался простым разве что на заре цивилизации, когда люди производили ровно столько, чтобы поддерживать своё физическое существование.

Любой представитель первобытного племени (а такие племена есть и в наши дни) сказал бы, что ему нужны пища, одежда и безопасность. Но

затруднился бы ответить, для чего он сочиняет песни и покрывает стены пещеры росписями – о духовных потребностях люди начали задумываться гораздо позже. Однако потребности - были!

Потребность в пище породила земледелие и скотоводство – куда более надёжный источник продуктов, чем собирательство и охота;

Потребность в одежде – ткачество, валяние, обработку кожи,

красильное ремесло, вышивку…

Потребность в безопасности привела к строительству городов, замков, крепостей – где же ещё можно спать спокойно по восемь часов в сутки, если не за крепостными стенами?

С ростом производства материальных благ, проблема потребностей встала во весь рост. И произошло это ещё во времена Античности.

Так в Спарте гражданам запрещалось заниматься земледелием и торговлей – тем, что может обогащать. Всё, что сверх необходимого, здесь считалось опасным – для здоровья и нравственности. Продукты поставляли государственные рабы – илоты, а граждане обязаны были проводить время, соревнуясь в силе, скорости, меткости. А для общения – собираться за совместными трапезами. Попытки уклониться от обязательного рациона, питаться дома – осмеивались.

Рассказывают, что некий афинянин, позавидовав силе спартанцев, нанял спартанца – повара. И тот приготовил ему обычную для совместных трапез похлёбку из чечевицы. Афинянин попробовал и воскликнул:

- Что нужно, чтобы съесть такую гадость?!

- Настоящий голод!

Белковый продукт – чечевица давал всё необходимое для организма атлета, но – только необходимое. Так же и с одеждой. Насмешники афиняне уверяли, что праздничная одежда спартанца – это венок на голове и флейта в руке. В обычные дни они обходятся и без этого.

-2

В противоположность Спарте жители другого греческого города, Сибариса, изощрялись в кулинарном искусстве, в украшении одежды, составлении сложных ароматов… Покрывали улицы тентами, чтобы не страдать от солнца, ездили верхом под музыку, на танцующих конях. Сибарис был завоёван и разрушен, в памяти потомков осталось лишь слово, которым до сих пор называют изнеженного баловня – «сибарит».

Возможно, легенда сильно преувеличивает, но важно то, что в ней отразился «другой» идеал. Мечта о «красивой» жизни.

-3

Две крайности. И «золотая середина» между ними не найдена до сих пор.

А ведь уже тогда Диоген, расхаживая по рынку, смеялся: "Сколько вещей, без которых можно обойтись!" Не видел он наших магазинов...

Уже тогда мудрец Эпикур попытался решить, что для человека

действительно важно, а что важным только кажется,

классифицировать человеческие потребности. Получилось так:

-4

Естественные и необходимые, - всё, что нужно для поддержания жизни и здоровья;

- Естественные, но не необходимые - всё, что «для души». Наука, искусство, хобби, причуды и излишества, делающие жизнь интересной, приятной – и при этом безопасные для себя и окружающих;

- Неестественные. «Потребности», разрушающие здоровье, а также направленные на удовлетворение тщеславия. Сюда же Эпикур относил и потребность в общественном признании, стремление «возвыситься над толпой». Желать, чтобы тебя знали больше людей, чем их знаешь ты сам? Это Эпикуру казалось, по меньшей мере, странным.

Много веков спустя с ним согласится один из величайших мудрецов Востока Омар Хайам:

«Хорошо, если платье твоё без прорех,

И о хлебе насущном подумать не грех.

А всего остального и даром не надо –

Жизнь дороже богатства и почестей всех.

-5

И всё же… Сами авторы этих теорий были талантливы настолько, что реализация таланта была их насущной потребностью. А такая реализация почти автоматически означает известность, признание, благодарную память потомков. «Возвышение» над толпой, над средним уровнем современников и соотечественников.

Как не вспомнить и Льва Толстого с его рассказом "Много ли человеку земли нужно"? Мужику Пахому башкиры обещают продать столько земли, сколько он оббежит за день. И конечно, в конце этого марафона Пахому пригодилось земли - ровно три аршина...

В сегодняшней науке применяются разные классификации потребностей, но в самом общем виде их можно разделить на три группы:

- Биологические – всё, необходимое для существования, развития и воспроизводства;

- Социальные – потребность в трудовой деятельности, творчестве, социальной активности, общении;

- Идеальные – потребность в познании мира и определении

своего места в нём.

Абрахам Маслоу, основатель направления гуманистической психологии, классифицировал потребности так:

-6

Несложно заметить, что первый этаж, базис - общий для всего живого,

Второй - общий для высших животных и человека,

Третий - только человеческий.

Конечно, если нам захочется поспорить с профессором, приведём в пример и слонов - художников, и борьбу за лидерство у мартовских котов. И политические убеждения у зверей "обнаружим": вспомнить хоть легендарного пса Джульбарса. Ну форменный же коммунист!

-7

Но возражения могут быть и серьёзнее: Маслоу утверждал, что высшие потребности у человека не реализуются, пока не удовлетворены низшие. Но разве мало мир знал творцов, написавших свои книги в величайшей опасности - в тюрьме? В ожидании казни? Сервантес, Кампанелла, Муса Джалиль... А голодным студентом был и сам автор этой пирамиды!

Словно оправдываясь, Маслоу уточнил, что он говорит не об исключениях (пусть многочисленных, но - исключениях). Его интересовали средние данные.

Сегодня "пирамида зашаталась": соотечественники Маслоу полагают, что "база" теперь есть буквально у всех, голодных на Земле не осталось. А значит, "двигатель" у человека другой: инстинкт карьеры, который должен быть не вверху таблицы, а в основе! Для него не важны ни общение, ни принадлежность, ни любовь. О "сотрудничестве" вообще смешно говорить: норма - конкуренция!

Согласимся с "Америкой - капитаном Вселенной"?

-8