Далеко не все мы искусствоведы. Даже на базовом, стартовом уровне. Но знать основы всё же важно. Кто знает, может вы настолько погрузитесь в эту тему, что и сами захотите рисовать..
Именно поэтому предлагаем познакомиться с искусством поближе. И фундамент здесь – направления живописи. Одни существовали в конкретную эпоху и легко определяются по дате создания. Другие – временные или вечные, не связанные с конкретным периодом. Зато у каждого есть свои основные отличительные черты. Итак...
Ренессанс
То самое направление, ставшее эталонным для будущих культур. Образы этой эпохи определили эстетические идеалы многих поколений художников. Стиль ренессанса обращается к античному наследию искусства и многое от него берет.
Хронологически приходится на конец XV века – конец XVI. Родина - Италия. Основное отличие – фокус на человеке. Именно по этой причине сложно найти ренессансные пейзажи и совсем невозможно – натюрморты.
Чаще люди изображались в спокойной и неподвижной позе. Они направляли уверенный взгляд на зрителя. Лицо красивое, руки словно покрыты дымкой. Здесь много религиозного флера, светскости, изображения словно с дымкой. Этот прием, созданный Леонардо Да Винчи, называется “сфумато” - смягчение очертаний фигур и предметов.
Известные имена стиля: Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тинторетто, Тициан.
Барокко
В первую очередь - это движение, динамика, роскошь и прекрасная работа с цветами. Монархи стремились показать себя во всей красе и украсить собой свои же дворцы.
На полотнах заметны библейские, мифические мотивы. Для глаза современного человека, стремящегося к минимализму, он видится склонным к излишеством. Яркая картинка, контрасты, фантастические сюжеты, борьба добра и зла. На полотнах соединяются легкость высокого и трагизм обыденного - Италия в то время переживала не лучшие времена.
Время барокко – с XVII века до XIX века.
Главные художники стиля барокко: Рубенс, Симон Вуэ и Тьеполо, Караваджо, Рембрандт, Джентилески и Мурильо.
Рококо
Несмотря на схожесть по названию Барокко, это стиль взял от него лишь отголоски эстетики плавных линий, пышности форм, интерес к эротике.
Считается, что зародился во Франции, и длился всего 50 лет с середины XVIII века. Прекратился вместе с гражданской войной во Франции.
В стиле Рококо – персонажи с розовыми щеками, окруженные цветами и улыбающиеся счастливой улыбкой. На картинах пышность и парадность, “рафинированное изящество” и на самом деле много неприкрытых тел.
Самые известные представители: Жан-Оноре Фрагонар, Антуан Ватто, Франсуа Буше, Томас Гейнсборо.
Классицизм
Возник одновременно с Барокко, но в качестве антипода. В нём и четкие пропорции, и порядок. Точность, как в аптеке. Те, кому было не до страстей (или были пресыщены ими в жизни), хотели античной пропорциональности. Этот стиль считается образцовым. Берет свои законы от античности. Здесь важны позы людей, они и есть главные выразители идеи или эмоции. Сами персонажи могут быть словно застывшими статуями. Классицизм — это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине.
Стиль появился в XVII веке, но отдельные его черты присутствуют в искусстве до сих пор.
Главные имена: Никола Пуссен, Жак-Луи Давид, Анибале Карраччи, Вильям Бугро.
Импрессионизм
Новое слово в искусстве, ушедшее от точности в сторону изящной небрежности мазков. Стиль относится к XIX веку и легко узнаваем по эффекту словно “торопливых мазков”. На полотнах этого стиля чувствуется движение каждого сантиметра изображаемого, свет будто скользит по персонажам и передает эффект сиюминутности - ощущение, что через секунду герои сменят позиции.
Картинка будто “рябит”, а сюжеты - жизненные, будничные, вместо высоких идей - сцены ежедневной реальности.
Художники-импрессионисты: Ренуар, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Константин Коровин
Экспрессионизм
Это авангардное продолжение импрессионизма. Если импрессионисты ещё обращались к реальному миру, то экспрессионисты выкладывали на полотно свои эмоции. Ван Гог, Эдвард Мунк знакомы многим. Стилю характерны абстракция и символизм, искаженная реальность. Именно такой и была реальность того времени - на пороге катастрофы.
Считается, что стиль появился в начале XX века в Берлине, накануне Первой Мировой Войны. Вызванные эмоции выражались через дисгармонию и уродство.
Абстракционизм
То самое искусство, увидев которое многие говорят: «Да так и я могу». На полотне масса хаотичных мазков, линий, геометрических фигур. Узнать картину в этом стиле легко: нагромождение линий, форм, пятен присуще именно абстракционизму.
Направление зародилось в 1910 году благодаря работе русского художника и теоретика изобразительного искусства Василия Кандинского, который написал свою первую абстрактную акварель. Людям того времени хотелось нового, и абстракционизм, который в целом можно считать экстремизмом в искусстве, дал им это.
Авторы: Моро, Казимир Малевич, Пит Мондриан .