Когда попытка увеличить запас топлива в Як-7Д увенчалась успехом, решили сделать полноценный истребитель за счет уменьшения запаса горючего.
Для этого взяли крыло Як-7Д и пристыковали к серийному фюзеляжу Як-7Б с мотором М-105ПФ на 1 180 л. с. на второй скорости нагнетателя. Из 11 бензобаков оставили 7, убрали крайние консольные и баки под кабиной пилота. Позже убрали баки в носке крыла и так отправили на заводские испытания.
Вооружался самолет одной 20-мм пушкой ШВАК (120 снарядов) и одним 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом (200 патронов). В перегрузку истребитель мог взять 50 - 100 кг.
ОКБ Яковлева провело следующие доработки истребителя: установили убирающееся хвостовое колесо, новую качалку в системе управления рулем высоты, она увеличивала угол отклонения руля до 30 градусов, установили обтекатели тяг управления створкой водорадиатора, заменили звеньесборник и исправили патронный ящик УБС. Полный полетный вес истребителя Як-7-Д стал 2 976 кг.
Первый полет на самолете совершил пилот Федрови 6 июля 1942 г. Заводские испытания прошли быстро, совершили только 15 полетов, в их процессе машину переобозначили как Як-7ДИ (дальний истребитель). Указание о новом официальном наименовании самолета пришло из Москвы, но на заводских и государственных испытаниях на плоскостях и оперении истребитель нес обозначение "7-Д". Перед государственными испытаниями фибровые непротектированные бензобаки заменили на алюминиевые протектированные. Вес самолета подрос до 3 033 кг.
Государственные испытания Як-7ДИ проходил в Свердловске, его для этого перегнали из Новосибирска. Рассчитали, что дальность полета будет 1 540 км. Истребитель имел вес на уровне серийных "Яков", но запас горючего нес больше. За 12 дней испытаний выполнили 43 полета. Як-7ДИ с полетным весом 2 835 кг развил максимальную скорость 570 км/ч, с весом 3 035 кг - 566 км/ч, а серийный Як-7Б выдавал 577 км/ч.
У нового истребителя появилась возможность неполной заправки для выполнения нескольких функций. С полными баками в 500 кг (в корневых бензобаках по 215,5 л, в консольных - по 121 л, всего 673 л) крейсерская дальность была почти в два раза больше, чем у Як-7Б. А если заправляли только два корневых бака, полетный вес падал до 2 835 кг и улучшались маневренные характеристики, как у Як-7 с тем же запасом горючего. За боевой разворот Як-7ДИ набирал на 100 м больше, а время виража сокращалась на 2 секунды. Истребитель стал превосходить Ме-109F в горизонтальном и вертикальном маневре.
К тому же была возможность снятия консольных бензобаков, что облегчало самолет на 47 кг, что давало возможность улучшить маневренные характеристики машины.
С полными баками Як-7ДИ мог успешно использоваться как дальний истребитель для продолжительного патрулирования, сопровождения бомбардировщиков и для других целей. В облегченном варианте мог использоваться как фронтовой истребитель - для ведения воздушного боя, прикрытия штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков и для других целей.
С полетным весом 2 360 кг практическая дальность была 1 310 км, скороподъемность 833 м/мин, практический потолок 10 000 м.
5 августа 1942 г. испытания были завершены. Постановлением ГКО от 6 августа 1942 г. истребитель Як-7 с увеличенной дальностью приняли на вооружение под наименованием Як-9 и поручили промышленности запустить его в серийное производство.
ОКБ Лавочкина получило орден Ленина, летчик Федрови также получил орден Ленина, трудовое Красное Знамя получили три человека, Красную Звезду - 5, ордена "Знак Почета" - 7 и медалью "За трудовую доблесть" - 7 сотрудников КБ.
Вместе с первым опытным экземпляром построили второй опытный экземпляр Як-7-Д Дублер. Он получил все улучшения, какие только могли на него установить. Он также получил крыло "Д", плюс новый каплевидный фонарь, который сделали для Як-7 М-82 и уже отработанный на Як-1. Дублер весил 3 027 кг.
Наземные испытания Дублер прошел к 4 августа 1942 г. Первый полет состоялся только 4 сентября. В сентябре машина сделала 13 полетов. Заводские испытания машины провели в период с 1 по 23 октября 1942 г. При полетном весе 2 825 кг с 300 кг горючего максимальная скорость на высоте 3 400 м составила 594 км/ч.
На государственные испытания машина не предъявлялась, так как на ней испытывался не двухсторонний всасывающий патрубок нагнетателя, а односторонний, но не высотность поднять не удалось. В дальнейшем на Дублер ставили для отработки винто-моторной группы мотор М-106.
Спасибо за прочтение.
Источник: Кузнецов С. Як-7. Истребитель тотальной войны. Як-7ДИ/Уголок неба.