Первое, что цепляет и не отпускает до самого конца – странный ритм построения фраз. Случайно ли, нарочно ли словно слегка неправильно сконструированные предложения, как липучки на кроссовках приклеиваются к тебе и отодрать их можно только с «мясом».
Второе, то, что наверное можно назвать фирменной авторской бытовухой. Хочется сказать «чернуха», но звучит пугающе и даже отталкивающе, в то время как репортажно-документальные наброски реальности у Ксении хоть и безысходно мрачны, но не чужеродны, а скорее привычны.
А третье, дивная, какая-то вязальная техника повествования, когда герои, зеркальные ситуации и образы, словно петельки, ведомые ловким крючком автора, проникают из одной главы в другую, подчиняясь общему орнаменту, чтобы в конце читатель мог вскинуться и воскликнуть: «Ну, конечно! Вот она в чем была синхронность героев!» и начать перечислять как герои ходили по одним и тем же улицам, встречали одних и тех же людей в разных обстоятельствах, становились пазлами одних историй, и как вечные евклидовские прямые шли параллельно не пересекаясь, пока геометрия не закончилась…
Больше всего я мысленно вязну на попытке ответить понравилась ли мне книга. И да, и нет. Наверное, первые 2/3 – да, но концовка застала меня врасплох. Не готова я была к такому апокалиптическому антуражу финала. И не было у меня никаких предпосылок предположить произошедшее. И я не про саму развязку, а про внутреннюю логику героев в их заключительном финте. И это несколько подкосило мои впечатления. Я редко не соглашаюсь с автором – богом и властелином своего мира, но здесь для меня остался какой-то незакрытый гештальт.
В целом, для меня «Чуров и Чурбанов» - мрачная сказка про двух петербургских условных ангелов, один из которых творит добро медлительно и вдумчиво, а второй стихийно и бездумно и в кои-то веки их благие намерения не ведут никого в ад. И есть надежда, что в мире еще не мало тех, чьи сердца бьются синхронно. Хотя бы иногда.