Найти тему
Денис РационалЪ

Курско-Рижский диаметр (МЦД-2), что получилось, а что не очень.

Сегодня коснусь темы Московского Центрального Диаметра номер 2, а именно известный всем пассажирам Курско-Рижский диаметр, который ещё раньше назывался Рижско-Курским.

Ласточка ЭС2Г-134 МДЦ на диаметре
Ласточка ЭС2Г-134 МДЦ на диаметре

Этот диаметр существовал задолго до 2019 года, был всегда востребован и удобен многим пассажирам предпочитающим беспересадочное сообщение наземным транспортом. Но такие недостатки, как отсутствие интеграции билета электрички с другими видами транспорта, а главное не тактовое расписание движения поездов, которое необходимо было изучать перед поездкой, не позволяли ему удовлетворять запросы пассажиров в том числе в сравнении с другими видами транспорта.

Самая свежая Ласточка на диаметре ЭС2Г-141
Самая свежая Ласточка на диаметре ЭС2Г-141

Прошло более года после запуска поездов на диаметре в тактовом режиме и можно подвести небольшие итоги работы и высказать пожелания на улучшения.

Итак о плюсах, их я расположил по важности

1. Тактовое расписание, поезда в течение всех суток ходят не реже чем 1 раз в 12 минут. Не будет брать в расчёт сбои, они хоть и случаются, но всё-таки, в основном поезда ездят примерно по графику и это с 4 утра до 1 часа ночи. Днём нет технологического перерыва, пассажир приходит на станцию/платформу и гарантированно уезжает. При этом между эмцэдэшными поездами ходят и другие электрички, которые дополняют их и поэтому интервал становится ещё меньше - в среднем 6 минут. Важнейший плюс, пассажир знает что скоро будет поезд.

электропоезд Иволга 2.0 ЭГ2Тв-040 на диаметре
электропоезд Иволга 2.0 ЭГ2Тв-040 на диаметре

2. Интеграция билетов электрички с другими билетами общественного транспорта Москвы (автобусами, троллейбусами, трамваями и метро). Весьма удобная и важная функция пассажир с картой Тройка выбирает наиболее удобный для себя вариант, зная, что стоимость проезда фиксирована и ниже, чем раньше. Например: раньше для поездки с Выхино до платформы Бутово требовалось 2 билета общей стоимостью 84 рубля (1 на метро и 1 на электричку), то теперь достаточно 1 билета на этот же маршрут общей стоимостью 42 рубля.

Новейший электропоезд ЭП2Д-0129 на маршруте в Чехов
Новейший электропоезд ЭП2Д-0129 на маршруте в Чехов

В копилке плюсов очень весомые и важные пункты, которые безуловно улучшили пригородно-городской сервис на направлении, но важно пройтись по тем недостаткам, которые играют не последнюю роль в удобстве пассажиров пользующихся электричками.

Итак недостатки

1. Перегруженность поездов курского направления, основной причиной является выбор 12 минутного интервала на общем диаметре. Здесь важно отметить, что до ввода тактового движения на курском направлении интервал между электричками был как правило 5 минут, иногда даже 4 минуты, а на рижском 6 минут, крайне редко 5. В результате за 1 час по курскому направлению можно пропустить только 10 поездов, вместо 12, а благодаря увеличению числа пассажиров, за счёт указанных выше плюсов, перенаселённость поездов существенно увеличилась, что часто приводит к сбоям в часы-пик. Решение этого вопроса в уменьшении интервала поездов МЦД-2 с 12 до 10 минут, благодаря чему в час можно будет отправлять +2 поезда, а это дополнительно 20% поездов и мест для пассажиров.

Иволга 1.0 ЭГ2Тв-004 на диаметре
Иволга 1.0 ЭГ2Тв-004 на диаметре

2. Строгие границы диаметра, поезда МЦД-2 не выезжают дальше станций Подольск/Нахабино,

Ласточка ЭС2Г-131 в Подольске
Ласточка ЭС2Г-131 в Подольске

что часто также приводит к неэффективному использованию пропускных способностей участка и подвижного состава, а также не нужному перепробегу в непиковые периоды. Так, например: ранним утром и днём нет необходимости в 2 пустых поездах идущих практически одним маршрутом 5:52 Нахабино-Подольск, 5:58 Москва-Львовская и 6:04 Нахабино-Подольск, вполне логичным одну из эмцэдэшек продлить до Львовской, а состав Москва-Львовская использовать на другом маршруте и все от этого только выиграют. Не будет производиться лишняя тонно-километровая работа, а пассажиры получать беспересадочный поезд сразу до Львовской. Аналогичных ситуаций в расписании достаточно много - есть над чем поработать и есть, что улучшить. Основной посыл поезда МЦД-2 должны и могут выезжать за границы участка Подольск-Нахабино, поезда МЦД-2 типо Нахабино-Львовская, Новоиерусалимская-Подольск это такой это такой же поезд МЦД-2. И когда это требуется, особенно в пиковые периоды расписанием это должно быть предусмотрено. Кстати, говоря из-за высоких перепробегов поездов в будние дни, часто вырастают интервалы движения в выходные, вместо 12 минут до 24 минут, что приводит к справедливым нареканиям пассажиров.

Иволга 1.0 ЭГ2Тв-008 на диаметре и ЭП2Д-0085 Рэкс обычным маршрутом в Чехов
Иволга 1.0 ЭГ2Тв-008 на диаметре и ЭП2Д-0085 Рэкс обычным маршрутом в Чехов

3. Ухудшение графиков поездов дальнего следования, этот пункт частично выходит из предыдущего п. 1. Ввиду принятого интервала диаметральных поездов МЦД-2 в 12 минут, между поездами МЦД пропускают только 1 поезд других категорий (пригородный или пассажирский) и как ранее было посчитано общее число поездов в час может быть не более 10, при 10 минутном интервале поездов МЦД их может быть уже 12. В результате ошибочного принятия большого интервала движения поездов МЦД на курском направлении некоторым поездам дальнего следования не смогли найти нитку графика и их пришлось переносить с удобного времени отправления. Так поезд №721 Москва-Курск был перенесён с удобного времени отправления в 17:45, на менее привлекательное в 16:35, как раз по причине не хватки нитки графика в период с 17 до 18 часов. Но при 10 минутном интервале поездов МЦД в запасе было +2 нитки поездов, на одну из которых можно было отправить поезд Москва-Курск №721.

Ласточка из Белгорода ЭС2ГП-01х+010
Ласточка из Белгорода ЭС2ГП-01х+010

Также, считаю важным отметить, что в периоды массовых перевозок поездам дальнего следования не хватает ниток, интервал 12 минут, а не 10, поэтому для их назначения отменяют обычные "зелёные" электрички типо Москва-Львовская/Стобовая создавая неудобства пассажирам дальних зон. Поэтому вопрос снижения интервала поездов МЦД с 12 до 10 минут является принципиально важным.

ЧС7-019 с пассажирским поездом на станции Москва-Курская
ЧС7-019 с пассажирским поездом на станции Москва-Курская

Безусловно тактовое движения поездов на Курско-Рижском диаметре МЦД-2 отличная идея и мы все не себе это проверяем, но важно работать над ошибками и постоянно улучшать сервис в пассажирских перевозках, что бы сделать их ещё лучше.

1. расширить границы обращения поездов МЦД-2, чтобы часть поездов диаметра могли выезжать за границы Нахабино/Подольска.

2. Уменьшить интервал между поездами МЦД-2 до 10 минут, тем самым решив вопрос с населённостью поездов и недостатком ниток графика.

Пиши свои предложения и комментарии, путём популяризации проблем проще будет их решать.