Найти тему

"Двадцатый век" (Novecento), или Наотмашь

Этот фильм сложно смотреть. И не потому, что его полная версия идет больше 5 часов. А потому, что режиссер нисколько не щадил чувства зрителя. Ждете от фильма, снятого в Италии, живописных видов с морем и пиниями? Надеетесь увидеть красивых черноволосых синьорин и "латинских любовников"? Хотели бы полюбоваться нарядами от высоких домов моды? А Бертолуччи буквально дает нам пощечину. Серые поля, размокшие дороги, хижины-развалюхи. Беззубые старики и рано постаревшие женщины в лохмотьях. Батраки с натруженными руками и дети, не умеющие улыбаться. Вот она, крестьянская Италия. Вот он, народ, который работает в то время, как хозяева пьют вино и наслаждаются жизнью. Но пройдет всего полвека и все изменится. От замка, на который хозяин запирал снаружи дом с батраками, чтобы они не могли выйти, до огромного красного знамени, реющего над полями.

Несмотря на название, в фильме говорится не обо всем веке, но о периоде 1901-1945 гг., времени, когда итальянский народ и коммунисты осознали себя реальной силой. А начинается это лента с того, как в двух семьях, хозяина и батрака, в один день родились мальчики. Что же ждет синьорино Альфредо Берлингьери в аккуратном костюмчике и маленького оборвыша Ольмо Далько?

Альфредо и Ольмо
Альфредо и Ольмо

Им суждено стать друзьями и за их судьбой будут 5 часов следить зрители. Они будут проказничать вместе и драться, встречаться и расставаться, защищать друг друга... Но вот в конце концов их пути окончательно разойдутся. Потому что в 10 лет еще можно барчуку и сыну батрака ловить лягушек вместе. И даже в 20 можно вдвоем бродить по злачным местам. А вот в 25-30, когда характер человека окончательно сложился, между этими героями будет мало общего. И у каждого будет своя дорога.

Ольмо (Ж. Депардье).
Ольмо (Ж. Депардье).

Бертолуччи безжалостен к героям. Он показывает и некоторую ограниченность и бесшабашность Ольмо, и трусость и конформизм Альфредо. Но все равно будущее - за настойчивым и упорным сыном батрака, не за изнеженным и слабым синьорино.

Альфредо (Роберт Де Ниро).
Альфредо (Роберт Де Ниро).

Фильм очень сильный. И очень тяжелый. И в связи с этим я вспомнила то, о чем говорю уже не один год. Что "хороший фильм" и "любимый фильм" - не идентичные понятия. Хороший ли фильм "Двадцатый век"? Да, безусловно. Является ли он моим любимым фильмом? Так же безусловно нет. Но он заставляет о многом задуматься, он поднимает важные проблемы и он действительно очень хорошо снят. Причем актеры настолько вжились в образы своих персонажей что, к примеру, Дональд Сазерленд, сыгравший фашиста Аттилу Меланкини, так и не смог посмотреть этот фильм, настолько отвратителен этот человек. Приятно ли зрителю видеть то, что он творит? Нет, конечно, нет. И, возможно, Бертолуччи сделал ошибку, показав героя-чернорубашечника отъявленным садистом и убийцей. Все же фашизм - это сложное явление и маньяков среди последователей Муссолини было немного. Но зато этот образ забыть невозможно.

Аттила (Дональд Сазерленд).
Аттила (Дональд Сазерленд).

Кстати, как и прекрасную и нежную Доминик Санда в роли жены Альфредо. Ада, безусловно, не образец добродетели, она наркоманка, пьяница и вообще дама со странностями. Но даже она понимает, что муж ее - слабый человек, даже она покидает его.

Ада (Доменик Санда).
Ада (Доменик Санда).

В роли Альфредо Берлингьери-старшего, вальяжного и гордого отца семейства, снялся великолепный Берт Ланкастер, который с возрастом перешел на роли интеллигентов и аристократов. И, на мой взгляд, в них он смотрелся куда лучше, чем в приключенческих фильмах про пиратов или легионеров.

Альфредо Берлингьери-старший (Берт Ланкастер) (слева).
Альфредо Берлингьери-старший (Берт Ланкастер) (слева).

Минусы.

Трое героев, Ольмо, Альфредо и его кузина Реджина примерно ровесники. Но, если первого и второго играли плюс/минус тридцатилетние актеры (отличный возраст, можно и 20-летнего юношу, и 40-летнего зрелого человека изобразить без особых проблем, были бы хорошие гримеры), то на роль Реджины взяли Лауру Бетти, которой было то ли за 40, то ли под 50 (год рождения указывают разный). И то, что ей не 20 и не 30, уж очень ясно видно.

Реджина (Лаура Бетти).
Реджина (Лаура Бетти).

На мой взгляд, Бертолуччи зря сделал эпилог. Закончить фильм реющим над миром красным флагом, сшитым из многих знамен, которые люди хранили долгие годы, ожидая, когда придет наконец их час, - это одно. Закончить фильм сценой, когда два 70-летних старика мутузят друг друга, - это другое. Зритель только что достиг катарсиса, его душа на подъеме и вдруг его бросают с горки вниз. Зачем?

Бертолуччи несколько вольно обошелся с историей. Верди умер 27 января 1901 года. Примерно тогда (ну, может, на пару дней позже, когда известие о смерти дошло до поместья Берлингьери) родились Альфредо и Ольмо. Первая мировая война закончилась 11 ноября 1918 года. То есть, герои никак не могли в ней участвовать ибо даже в день ее окончания им не было 18 лет.

И еще. Это не минус, но... В одной из сцен мы видим противостояние фашистов и крестьян, которые насвистывают песню "Красное знамя". Но я и мои ровесники этот мотив знают, я так и напеть могу.

Avanti popolo alla riscossa
bandiera rossa, bandiera rossa
avanti popolo alla riscossa
bandiera rossa, bandiera rossa.

Но много ли представителей молодежи поймут, почему вдруг так взбеленились фашисты?

-9

Наверное, сейчас уже невозможно снять такой фильм, как "Двадцатый век". И потому что мало кто из продюсеров сейчас сможет оплатить съемки фильма, рассказывающего об итальянских коммунистах (Бюджет этой ленты составил 9 миллионов долларов, это всего на 2 миллиона меньше, чем у ленты "Звездные войны. Новая надежда"), и потому что снимал его человек, искренне верящий в то, что он делает, ибо Бертолуччи был коммунистом, а левое движение в ту пору было на подъеме. Хорошо, что его сняли тогда.

Картинки с сайта https://www.imdb.com/

-10