Друзья, понятно, что первое беспокойство у родителей всегда вызывает отсутствие речи у ребёнка. И очень часто вытесняются совершенно другие проблемы в становлении высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.
В таких ситуациях мне вспоминается фраза:
Покажи свой фундамент и покажи, какой дом ты собираешься строить.
Ни для кого не секрет, что если на этапе строительства дома вы не оцените почву под строительство, не сделаете проект дома с весовой нагрузкой на фундамент, то лучше не строить на авось. Так как дом может у вас весь перекосить и жить в нём будет опасно, а это огромные неправильно распределённые изначально силы и денежные средства.
Не поверите, но в образовательном процессе всё точно так же.
Если изначально неверно оценить базовые возможности ребёнка, то речь можно вызывать годами и не добиться результатов. Или учить с ребёнком буквы, а он их запомнить не может, и в его головке не формируется образ буквы. Хоть год учите.
Что важно учитывать перед началом речевого развития?
- Всю сенсорную сферу: тактильную, проприоцептивную, вестибулярную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую.
- Сенсомоторное развитие: ориентация по сторонам тела, схема собственного тела сюда же, зрелость зрительных и двигательных рефлексов, умение планировать собственные движения (например, поймать движущийся предмет: мяч, машинку), постуральная стабильность (правильное положение тела во время выполнения заданий (чтобы ребёнок не сползал под стол).
- Перцептивно-моторное развитие: зрительно-моторная координация, обработка речевых и неречевых звуков на слух, пространственное восприятие (ребёнок ориентируется в пространстве и может быстро найти, где стоит шкаф, диван, стул, лампа), внимание, постуральная адаптация (при быстрой смене положения тела, ребёнок группируется), глазодвигательный контроль (ребёнок прослеживает и удерживает в поле зрения движущийся предмет).
- Познание: память, повседневное обучение (умение раздеваться, одеваться, быть любопытным, чувствовать, что хочешь в туалет, чистить зубы, умываться, складывать за собой игрушки (даже если это две-три), поведение (отсутствие полевого поведения, умение оттормаживать свои реакции (не бежать под машину, не убегать от родителей, знать слово нельзя, стоп) - и примерно на этом этапе идёт у ребёнка возникновение речи (даже если все предыдущие этапы сформированы не в полном объёме, но в целом процессы худо-бедно работают).
- И уже в конце на основании всех этих сфер развития идут академические знания (где формируется мышление, воображение).
И ещё, если изначально всё оценивать правильно, то можно добиться разительных результатов.
Даже если у вас на участке под строительство дома Плывун, то дом можно строить, если грамотно оценить риски и выбрать правильный фундамент. Тогда с вашим домом ничего не случится. Здесь точно так же. Фундамент под речевые навыки так же стоит строить, специалисты вам в помощь в развитии деток.
Рекомендую к прочтению 🎈 Что стоит за той лёгкостью, с которой специалист выполняет свою работу?
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ => Логопед-дефектолог