Горожанам и туристам оставили узкий проход между двумя новыми заборами.
Получилось, как в песне - "справа кудри токаря, слева - кузнеца.
С правой стороны — ограждение 30-й береговой батареи, с левой — новая сетка - рабица вокруг частного участка. А Большая Севастопольская тропа превратилась в узенькую тропинку между ними.
Фотографиями ещё одной застройки вокруг батареи Александера поделился читатель ForPost.
«Гараж и забор вокруг этого объекта культурного наследия совершенно свежие. Собственник начал осваивать свой участок, прилегающий к ограде батареи. Видимо, готовится к застройке, на участке следы земляных работ. Забор преграждает натоптанную тропу, вытесняя пешехода в проулок между двумя заборами», — рассказал он.
«Есть ли у батареи охранные зоны? Может ли город выкупить окружающие участки, чтобы они не съели это историческое место? С 365-й батареей Пьянзина этот вопрос после долгих мучений как-то решили», — надеется неравнодушный севастополец.
На пушечный выстрел
Напомним: ещё в 2015 году началась борьба против застройки приговорённой алчностью легендарной 30-й. Второй виток борьбы был в 2019 году — и уже тогда было очевидно, что паспорт ОКГ «30-я батарея», составленный ООО «Гуар» и принятый Севнаследием, составлен не глядя. Похоже, сотворили сей документ под застройщика, а не для сохранения исторического наследия.
Тогда всё же удалось поставить юридический барьер застройке, но только там, где были обнаружены следы античности, зафиксировав объект культурного наследия «Поселение „Усть-Бельбекское северное”».
О том, как возникла данная проблема, напомнил председатель научно-методического совета при Севнаследии и СРОО ПСОКН «Морской форт» Григорий Донец.
«Северный и юго-восточный склоны 30-й батареи давно распилены на участки. ФЗ говорит о том, что украинские документы действуют и не требуют дополнительной проверки. Севреестр их автоматически регистрирует. На публичной кадастровой карте видно, что участки подходят прямо к забору батареи», — говорит он.
Хата с краю
Кроме самой 30-й батареи, там же есть ещё два объекта культурного наследия — «Памятник и братская могила воинов 30-й береговой батареи» и «Братская могила воинов 30-й береговой батареи и 95-й стрелковой дивизии», напомнил общественник.
Поскольку ни у одного из трёх ОКН не существует российских охранных зон, а утверждённые в 1982 году проведены буквально «по стеночке», то и противостоять застройке земли щедро «розданной» в украинские годы, нет никаких юридических оснований.
Согласно планам Севнаследия, к 2022 году только одна «тридцатка» обретёт охранную зону. А охранными зонами двух других ОКН Севнаследие может заняться только после заявления балансодержателя (таков устав управления!) — им в данном случае является Черноморский флот.
Вот только из ответа военной прокуратуры ЧФ Григорию Донцу следует, что сама военная часть ограждена, на её территории строительные работы не ведутся, таким образом повод для реагирования отсутствует.
«На расстоянии 250 метров от границ <военного> имущественного комплекса частными лицами проводятся работы по возведению малоэтажных построек, которые не препятствуют несению службы войсковой части», — уточняется в документе.
Такой ответ был получен в мае 2019 года, поэтому думать, что позиция военной прокуратуры изменилась оснований нет, а сама застройка, тем временем, придвинулась вплотную к воинской части.
Без спешки…
По мнению Григория Донца, выкупать такое количество уже нарезанных участков или судиться с их владельцами власти не станут. Поэтому и рассчитывать на повторение ситуации с 365-й батареей не стоит.
«С одной стороны будет колючая проволока „тридцатки”, а с другой всё будет застроено солидными домами, через которые ничего не будет видно», — предсказывает он.
Однако, кроме трёх «братских» ОКН на легендарной тридцатой «Есть 30-я береговая батарея, а есть командный пункт. И его территория — со всеми коммуникациями, подземными сооружениями, объектами недвижимости — до сих пор ОКН не является».
В 2020 году во исполнение поручения Владимира Путина в Севнаследие общественники подали 33 заявления о включении военно-исторических объектов Севастополя в реестр выявленных ОКН, среди них было и заявление по командному пункту.
Как рассказал Григорий Донец, федеральные власти приняли очень важное решение по судьбе легендарной 30-й. Решено передать её Центральному военно-морскому музею в Санкт-Петербурге.
Надо напомнить, что в его ведение в прошлом году были отданы три севастопольских музея — Музей Черноморского флота, Балаклавский музей подводных лодок и Михайловская батарея.
Вот только, похоже, спрогнозировать что к этому времени останется не застроенным, и как закрутится маховик защиты бесценных исторических объектов, пока не представляется возможным.
Фото: читатель ForPost
Поделитесь этой новостью с друзьями.
Подпишитесь на новости «ForPost» в Яндекс.Дзен, ForPost Podcas, Telegram, Facebook, Youtube, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках
ПОДПИШИТЕСЬ и читайте наш канал!
Если не трудно, 👍 «палец вверх» и поделитесь с друзьями!