Путь к причалу. СССР, 1962. Режиссер Георгий Данелия. Сценарист Виктор Конецкий (по собственной повести). Актеры: Борис Андреев, Олег Жаков, Любовь Соколова, Александр Метёлкин, Валентин Никулин, Бруно Оя, Ада Шереметьева, Георгий Вицин, Григорий Гай и др. 16,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Георгий Данелия (1930–2019) поставил 15 полнометражных игровых фильмов, восемь из которых («Сережа», «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин–дза–дза!») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В 1963 году на экраны СССР вышел фильм Георгия Данелия «Путь к причалу» с Борисом Андреевым в главной роли. Зрители приняли эту картину довольно тепло, но вот журнал «Крокодил» остался недоволен финалом этой ленты и опубликовал на своих страницах статью (автор которой спрятался под псевдонимом «Рецензент») под многозначительным названием «Колокол бьет тревогу».
Приведу текст этой рецензии полностью:
Колокол бьет тревогу
«В классической драматургии все обстояло просто. Затравили тебя родственники и соседи — принимай яд и умирай, как Ромео. Сам проштрафился — бери обоюдоострый меч, произноси, как Отелло, финальный монолог и коли себя на доброе здоровье.
Не менее кровопролитны и драмы наших дней. Однако в отличие от Шекспира современные авторы отправляют героев на тот свет не просто так — раз-два и готово, — а на высоком интеллектуальном уровне, с обязательной дозой философического тумана. Сразу даже и не поймешь: кто кого и за что...
В вышедшем недавно на экраны фильме «Путь к причалу» боцман Зосима Россомаха и его товарищи попадают к концу киноленты в тяжелое положение. Ветхий корабль выброшен в штормовую погоду на скалы. Раненый боцман Россомаха помутневшим взором обводит окружающие его предметы, и голова его бессильно откидывается. При этом боцман судорожным движением дергает за веревку судового колокола, и уже из финального затемнения доносится до нас тревожный звон.
Прощай, боцман? Или звон корабельного колокола должен смениться спасительным рокотом вертолета?
Критик Ан. Гребнев в своей рецензии на фильм («Советский экран» № 17, 1962 год) не только недвусмысленно скорбит о гибели героя, но даже призывает к пощаде.
«Я уверен,— пишет он,— что здесь как раз тот случай, когда автору следовало «пощадить» героя. Если уж говорить о драматизме, то драматизм жизни Россомахи гораздо сильнее драматизма его смерти.
Однако не будем поспешно благодарить критика за внесение ясности. Перед нами полная оптимизма статья Р. Юренева в журнале «Искусство кино» №9 за прошлый год. Вот что говорит автор:
«...Мы верим в будущее этих людей... Найдет путь к причалу и нелюдимый Зосима. Мария его простила. К ним вернется любовь».
В общем, Шекспир и не подозревал, как можно поставить в тупик зрителя, запутав драматический финал в туманных недомолвках Прост был классик.
Автор сценария В. Конецкий и режиссер Г. Данелия оставили его далеко позади. «Путь к причалу» демонстрирует нам не первый случай лихого сюжетного выкрутаса в конце произведения. Но, видимо, дело зашло достаточно далеко, если упомянутый финал вызвал смятение даже в стройных рядах закаленных кинокритиков. Колокол бьет тревогу...».
Рецензент (Рецензент. Колокол бьет тревогу // Крокодил. 1963. № 5. С. 2.)
Нашел в архиве журнала «Крокодил» за 1963 год киновед Александр Федоров