Нет, конечно водители автомобилей ЗИМ, а в них ездили представители партийных органов которым не по рангу было иметь в качестве служебной машины более пафосный ЗИС, грабежами не занимались и витрин не били. Дело тут было в другом. Но об этом после. А пока предлагаю отмотать ленту истории на 1948 год, и посетить конструкторское бюро Государственного автомобильного завода имени Молотова(так с 1932 по 1957 годы назывался ГАЗ). На предприятии только-только, с грехом пополам, наладили серийное производство М 20 Победа. Ранее она собиралась малыми партиями.
Параллельно нужно было заниматься разработками для Министерства обороны, восстанавливать разрушенные в ходе боевых действий цеха и .....неожиданно продолжить(именно продолжить, ведь работы над 12 моделью начались еще в 1943 году) разработку совершено нового автомобиля. Необходимость в нем возникла по ряду причин. Дело в том, что Победа при всех своих замечательных качествах была автомобилем не очень удобным. И пусть она прежде всего предназначалась вовсе не для обычных граждан страны советов, такое вот было равноправие, тем не менее и властьпридержащим она не очень то и нравилась. Нет, конечно в качестве личного автомобиля еще куда ни шло. А вот в качестве служебной машины горьковская машины подходила не вполне.
Дело не в небольшом багажнике, а именно форме кузова. Слишком покатая или горбатая кормовая часть кузова ну никак не вязалась с сановники привычками. Представьте себе генерала в каракулевой папахе который должен мало того, что снимать головной убор при посадке, так еще и нагибаться, для того что бы попасть на задний диван. Ну или партийного мелкого бонзу, они ходили либо в каракулевых ушанках, либо шапках типа "пирожок". Действия ему приходилось проделывать аналогичные. Именно поэтому в срочном порядке на предприятии началась разработка нового, более удобного и подходящего автомобиля.
Возглавил эту часть работ Андрей Липгарт. Он понимал, что возможности завода слишком ограничены. Поэтому изначально решили лишь увеличить имеющийся автомобиль, а им и была Победа, путем вставки дополнительной секции. Но Липгарт был не только талантливым инженером, он еще понимал какую ответственность берет на себя он и весь производственный коллектив. И пойди все не так, полетят головы. Обычная практика для СССР. Поэтому вставку или врезанный кусок в стандартный кузов хоть и использовали, но лишь для обкатки каких-то идей. Но основную идею, сделать новинку с несущим кузовом типа "понтон" не отказались.
В результате родилась модель М 12 или попросту ЗИМ. Огромная колесная база, ее длина составляла внушительные 3200 мм. Передние двери открывались обычно, а вот задние против хода движения. Большая площадь остекления, аж шесть боковых окон. К чести наших инженеров стоит сказать, что столь крупных машин, да еще с несущим кузовом, в мире никто почти и не делал. В основе машин того времени лежала привычная рама. Именно поэтому и конструкторы смогли значительно сократить вес машины. Ну не было в их распоряжении мощных многоцилиндровых и многолитровых моторов. Рядная шестерка, при объеме в 3,5 литра выдавала все-то 90 сил. При этом силовой агрегат вовсе не был новым. Именно такой же мотор, вернее почти такой же устанавливался еще в М 11. Тут стоит сделать небольшое отступление.
12, это индекс мотора, а не машины. Так если М20 Победа была аналогом модели Opel Kapitan, то большой модели следовало быть крупнее. И ее аналогом можно считать Opel Admiral. Но в 1948 году приходит распоряжение от правительства страны: изменить компоновку. И вместо пятиместной модели, начать создавать семиместную. Так вот поскольку мотора не было, то пришлось дорабатывать существующий 11-й двигатель.Мотор получил ряд усовершенствований. В частности двухкамерный карбюратор, алюминиевую головку блока и увеличенную степень сжатия. Потом конечно машину назвали ЗИМ(Завод имени Молотова). Но изначально на ГАЗе все индексы автомобилей присваивались им по индексу именно мотора. Легковые модели шасси создаваемые под линейку движков так и именовались: М 1, М 11, М12....и так далее. Где литера "м" - молотовец. Когда товарища Молотова 29 июня 1957 года сняли со всех постов «за принадлежность к антипартийной группе»(на самом деле премьер Хрущев не простил ему попытку свергнуть себя), и вывели из состава Президиума ЦК КПСС и из ЦК КПСС и как водится развенчали. То и завод быстро переименовали в Горьковский. А вот привычка именовать автомобили индексом М осталась. Именно поэтому Чайка и Волга во внутризаводской документации значились как М 13 и М 24. За эту информацию благодарю моего друга Ивана Падерина. Автомобильного историка, автора множества книг, проработавшего в архивах завода ГАЗ не один год.
Интересная деталь огромный капот ЗИМа открывался не верх, а в бок. При этом можно было открыть его с разных сторон. Первые машины поступили в продажу в 1950, да-да, они продавались. Вот только цена была космической, со всех точек зрения. Так если Победа стоила совсем не мало, 16 тысяч дореформенных рублей, более "народный" Москвич оценивался в 9 тысяч. То ЗИМ стоил аж 40 тысяч целковых. Машину выпускали 10 лет. Но о массовости никто и не думал. В общей сложности из ворот ГАЗа выкатилось чуть более 20 тысяч машин. Работали эти автомобили и в качестве такси и даже скорых.
А теперь про "кирпич". Ну или если хотите противооткатный "башмак". Дело было в особенности ЗИМа, для которого было решено разработать новую коробку передач. Это была трехступенчатая "механика". Причем с синхронизаторами на 2-ой и 3-ей передаче.
Но вот какая деталь, вместо сцепления установили гидромуфту. Зачем? Спросите вы? Ну ответ очевиден. Для кого, в первую очередь разрабатывался этот автомобиль? Для руководителей пусть и среднего, но все же партийного звена. Ну или военных из минобороны. Так вот именно благодаря такой конструкции ЗИМ мог трогаться очень и очень мягко, не тревожа важного пассажира рывками. Но вот стоило автомобилю остановится, как выявлялась и его особенность. Даже если бы водитель оставил машину на "передаче", то необходимо было ставить ее еще и на ручник.
Так как передача была отвязана от двигателя(обычно передача упирается в коленвал, который не может прокрутить). Если ручной тормоз был неисправен, то даже поставленный на "передачу" автомобиль мог покатится. Ведь трансмиссия оставалась в свободном состоянии. Именно поэтому в багажнике, от греха подальше, всегда лежал либо "башмак" , либо самый обыкновенный кирпич.
А кого интересуют необычные средства передвижения? Тогда вам будет интересно