В Древней Греции (а у нас всё начинается с Древней Греции) на островах в отрогах гор протекали реки. Не во всех. Там, где они были, развивалась бурная растительность и тогда вдоль рек выстраивались селения земледельцев. И тогда в устье реки на выходе из долины вырастал город. Этот город в совокупности со всеми селениями долины именовался полисом. И правил в нём царь. Полис был отдельным государством. От этого слова и произошло слово"политика. То есть связи, отношения. Внутренние отношения между горожанами (а так же и крестьянами, и рабами) и внешние связи с другими полисами. Вот с тех пор эти внутренние связи в государстве именуются внутренней политикой. Это решение продовольственных проблем, это обеспечение охраны от нашествий недругов, это организация армии, это безопасность перемещения людей и грузов. И потом на протяжении всей человеческой истории это будет внутренней политикой любого государства. И люди, которые решают эти вопросы будут называться политиками.
Я прошу прощения у моих читателей за то, что так долго разжёвывал эту азбучную истину, но мне кажется, что не все её помнят и понимают. Во всяком случае не все из тех, кто называет себя политиком. Во всяком случае, нигде и никогда в человеческой истории я не встретил попыток измерять успешность правления продолжительностью этого правления. То есть долгосрочное правление как характеристику стабильности я встречал, но нигде и никто не считал это ущербностью и пороком.
И смена правления становилась необходимой тогда, когда оказывались нерешёнными какие-то из этих обязательных вопросов внутренней политики. Помните, на чём Трамп пришёл в первый раз в Белый дом? На том, что финансирование производства в Китае обогащало только финансовых спекулянтов. На необходимости перенести в США из Китая и само производство, и рабочие места, и налоги. То есть он шёл с конкретной экономической (а значит, и политической) идеей.
В Российской Федерации вроде бы все традиционные вопросы внутренней ( да и внешней тоже) политики решаются оптимально. Не без сбоев, конечно, но в пределах допустимых погрешностей. Но всё можно и нужно совершенствовать. И само собой разумеется, что далеко не все и не всегда удовлетворены положением дел. Что же они предлагают? И вот тут начинаются странности. Не видно и не слышно экономических или социальных программ, которые составили бы реальную конкуренцию тем, которые осуществляются. Единственное конкретное предложение, которое вновь и вновь повторяется: "Путин должен уйти!".
Я тут (вот тут) недавно писал о словах-маркерах, которые выдают и тайные помыслы, и их реальных инициаторов. Совершенно очевидно, что выгодополучателем ухода Путина будет тот, кто призывал "устранять влиятельных лиц". Нам-то от этого какая радость? Значит, он уйдёт, а тот, кто уже стоит наготове, никакой программы не предлагает. Что вы, дорогой претендент, планируете насчёт новых производств и совершенствования налоговой системы? Как вы увеличите нашу безопасность?
Я бы с интересом посмотрел на такую программу, которая вернула бы общественную собственность на средства производства или хотя бы на часть их. Я убеждён, что богатства наших недр должны быть полностью в общественной собственности. Я убеждён, что среди частных собственников может быть и государство (и что его хозяйствование может быть плановым). Может же Китай сочетать частную и общественную собственность.
Однако нужно признать, что помимо политиков есть ещё и политиканы. Это почти то же самое, но не совсем. Это новое слово сразу возникало как ругательное. Политик ищет способ усовершенствовать отношения внутри полиса (города, государства). Политикан вмешивается в эти отношения в поисках личной выгоды. Идеи, отношения, проекты законов его интересуют только с одной позиции: "Что я с этого буду иметь?" Поэтому, когда политик ищет способ пробить, протолкнуть, внедрить свою идею, свой проект закона, политикан борется с конкурентом, с определённой личностью, на месте которой он хотел бы оказаться. У каждого из них свои цели, но свои, личные. А это политиканство. Или, как говорили ещё те же древние греки, демагогия. То есть предъявление своего личного интереса от имени народа.