Сейчас в России насчитывается 1117 городов, имеющих население от 405 человек (Иннополис) до более чем 12,5 млн. (Москва). Среди них отдельно можно выделить около 320 моногородов, появившихся в советское время под обслуживание одного конкретного завода-гиганта, когда большая ставка делалась на индустриализацию нашей страны и строительство большого числа заводов и фабрик.
Тогда вместе с промышленностью рядом росли и моногорода, где преимущественно селились работники градообразующих предприятий. Их контингент был разношерстный и часто маргинальный - сюда приезжала молодежь со всей страны на ударные коммунистические стройки, а затем оставалась, заводила семьи. Было и много "химиков", которые ударным трудом отбывали срок заключения, а также приезжих из близлежащих деревень.
После распада СССР и перехода к рыночным условиям многие из процветающих предприятий остались не у дел - происходили массовые сокращения людей, рейдерские захваты, банкротство. В результате такого дикого капитализма в моногородах, где социально-экономическая ситуация напрямую зависит от деятельности отдельно взятого предприятия, сложилась кризисная ситуация - безработица, преступность, обнищание населения и его массовый отток.
В то же время население некоторых таких городов сопоставимо с областными центрами, однако в то же время эти города, лишенные всех культурных и административных привилегий регионального центра, рискуют превратиться в огромное гетто с маргинальным озлобленным населением, где процветают криминал, нищета и коррупция.
Сегодня мы расскажем вам о 5 крупнейших таких моногородах на территории нашей страны.
1.Тольятти (699 тыс.чел.)
Самарская обл.
Самый крупный город России, не являющийся региональным центром, одновременно является и самым бедным в нашей стране. По данным Фонда развития моногородов, сейчас в городе складывается кризисная экономическая ситуация.
Свое название он получил в честь итальянского коммунистического деятеля. Его развитие пришлось на 1960-70е годы, когда была построена Жигулевская ГЭС, заводы КуйбышевАзот, Фосфор и конечно же градообразующее предприятие АвтоВАЗ, однако сейчас он все больше и больше напоминает американский Детройт.
Из-за непростого положения бывшего автогиганта почти 70% населения года являются малообеспеченными, а у молодежи почти нет шансов найти хорошую работу. В 90-е годы в городе развязалась настоящая криминальная война между ОПГ за контроль над АвтоВАЗом, и торговлю автомобилями и запчастями к ним, в большинстве своем ворованными.
В последние годы горожане побогаче активно продают квартиры старого жилого фонда постройки 1970х годов, переезжая в более качественные новостройки. Освободившуюся жилплощадь занимают маргинальные слои населения, что ведет к активной геттоизации старых районов как Автозаводский.
2.Новокузнецк (549 тыс.чел.)
Кемеровская обл.
Промышленный город на Кузбассе одно время даже обгонял по населению областной центр Кемерово. В 1930-е годы в рамках сталинской индустриализации в городе были построены металлургический (основной в городе), а также алюминиевый и ферросплавный комбинаты. Также в городе действовало несколько шахт по добыче угля.
Перестройка и распад СССР сильно ударили по экономике города - шахты закрывались, а предприятия черной металлургии перешли под контроль групп Евраз и Русал, которые контролировались олигархами. За годы рыночных реформ город потерял 10% своего населения. Из-за деятельности промпредприятий в городе наблюдается сильное загрязнение воздуха, а некоторые семьи живут в санитарно-защитной зоне буквально у коптящих труб и шлакоотвалов.
Из-за депрессивности в городе царит преступность, алкоголизм, много любителей дури и другого асоциального контингента.
3.Набережные Челны (534 тыс.чел.)
Татарстан
Город стремительно вырос в 1970-80е годы при строительстве автогиганта КАМАЗ, одного из крупнейших производителей грузовиков. Ежегодно на комсомольскую стройку приезжали по 30-40 тысяч людей со всего СССР, как грибы вырастали новые жилые массивы. За 20 лет население города выросло с 35 тыс. до полумиллиона жителей.
В то же время микрорайонная застройка и большой число рабочей молодежи привело к появлению в конце 80х многочисленных банд из учащихся спортшкол, которые делились по комплексам, как здесь называют микрорайоны. Особую известность получили ОПГ "29-й комплекс" и Эдуарда Тагирьянова, которые прогремели на весь Татарстан и контролировали крупнейшие предприятия, в т.ч. Камаз и даже Татнефть. В последние годы наметилась тенденция к росту числа школьников, завербованных ОПГ.
Дела у КАМАЗа в 90е-2000е на фоне глубокого общероссийского кризиса также шли не слишком хорошо, что усугубилось, когда в 1993 г. дотла сгорел завод двигателей КАМАЗа, где работали 20 тыс.чел. - сокращения, задержки з/п. Экономические неурядицы спровоцировали и подъем татарского национализма, звучали призывы выйти из состава России, ввести в Татарии собственную валюту и т.п.
Даже сейчас городская экономика на 70% зависит от КАМАЗа и его дочерних предприятий.
4.Балашиха (507 тыс.чел.)
Московская обл.
Может формально подмосковный город не имеет статуса моногорода, но обстановка в нем складывается не самая благоприятная. За 30 лет население города увеличилось в 3,5 раза, что особенно стало заметным после присоединения города Железнодорожный.
Город в целом не имеет каких-либо крупных предприятий, которые могли бы обеспечить работой даже десятую часть живущих здесь людей, и по существу является отдаленным спальным гетто-районом Москвы, где селятся бедные приезжие из других регионов и стран СНГ, Каждый день они ездят на работу в столицу, тратя на дорогу по 3-4 часа в оба конца.
Без столицы Балашиха обречена на провал и станет полузаброшенным городом подобно Воркуте или Детройту. По сути, если у МКАДа поставить забор, то в городе вспыхнет настоящая революция из-за повальной безработицы и отвратной инфраструктуры, которая не справляется с постоянно растущими многоэтажными эконом-человейниками в 20-25 этажей.
5.Магнитогорск (413 тыс.чел.)
Челябинская обл.
Центр черной металлургии на границе с Башкирией, где находится градообразующий металлургический комбинат ММК, был основан в 1929 в рамках общесоветской кампании по индустриализации. Город регулярно занимает лидирующие места в антирейтингах самых загрязненных городов нашей страны - здесь постоянный пыль, смог и противный запах. По городу протекает река Урал, разделяя его на европейскую и азиатскую часть. Интересно, что городской аэропорт находится на территории соседней Башкирии.
Несмотря на то, что градообразующее предприятие функционирует более-менее нормально и в условиях рыночной экономики, с 1989 года население города снизилось на 6%. Перспективная молодежь всеми силами покидает малую родину, не желая всю жизнь стоять у раскаленной печи и станка. Левобережный Орджоникидзевский район, где расположена заводская часть и старая жилая застройка 30х годов, является самым неблагополучным - уголовники, алкоголики и иные маргинальные элементы здесь повсюду. Несколько также и у ж/д вокзала. Но и в целом по городу процветает уличная преступность, периодически появляются подростковые банды.
👍 Подписывайся, ставь лайк, сделай репост в соцсетях!