Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

Мегагетто: 5 крупнейших депрессивных городов России, не являющихся столицей региона

Оглавление
В День города в Магнитогорске на смотровой площадке
В День города в Магнитогорске на смотровой площадке

Сейчас в России насчитывается 1117 городов, имеющих население от 405 человек (Иннополис) до более чем 12,5 млн. (Москва). Среди них отдельно можно выделить около 320 моногородов, появившихся в советское время под обслуживание одного конкретного завода-гиганта, когда большая ставка делалась на индустриализацию нашей страны и строительство большого числа заводов и фабрик.

Тогда вместе с промышленностью рядом росли и моногорода, где преимущественно селились работники градообразующих предприятий. Их контингент был разношерстный и часто маргинальный - сюда приезжала молодежь со всей страны на ударные коммунистические стройки, а затем оставалась, заводила семьи. Было и много "химиков", которые ударным трудом отбывали срок заключения, а также приезжих из близлежащих деревень.

После распада СССР и перехода к рыночным условиям многие из процветающих предприятий остались не у дел - происходили массовые сокращения людей, рейдерские захваты, банкротство. В результате такого дикого капитализма в моногородах, где социально-экономическая ситуация напрямую зависит от деятельности отдельно взятого предприятия, сложилась кризисная ситуация - безработица, преступность, обнищание населения и его массовый отток.

В то же время население некоторых таких городов сопоставимо с областными центрами, однако в то же время эти города, лишенные всех культурных и административных привилегий регионального центра, рискуют превратиться в огромное гетто с маргинальным озлобленным населением, где процветают криминал, нищета и коррупция.

Сегодня мы расскажем вам о 5 крупнейших таких моногородах на территории нашей страны.

1.Тольятти (699 тыс.чел.)

Самарская обл.

АвтоВАЗ - градообразующее предприятие Тольятти
АвтоВАЗ - градообразующее предприятие Тольятти

Самый крупный город России, не являющийся региональным центром, одновременно является и самым бедным в нашей стране. По данным Фонда развития моногородов, сейчас в городе складывается кризисная экономическая ситуация.

Свое название он получил в честь итальянского коммунистического деятеля. Его развитие пришлось на 1960-70е годы, когда была построена Жигулевская ГЭС, заводы КуйбышевАзот, Фосфор и конечно же градообразующее предприятие АвтоВАЗ, однако сейчас он все больше и больше напоминает американский Детройт.

Из-за непростого положения бывшего автогиганта почти 70% населения года являются малообеспеченными, а у молодежи почти нет шансов найти хорошую работу. В 90-е годы в городе развязалась настоящая криминальная война между ОПГ за контроль над АвтоВАЗом, и торговлю автомобилями и запчастями к ним, в большинстве своем ворованными.

В последние годы горожане побогаче активно продают квартиры старого жилого фонда постройки 1970х годов, переезжая в более качественные новостройки. Освободившуюся жилплощадь занимают маргинальные слои населения, что ведет к активной геттоизации старых районов как Автозаводский.

2.Новокузнецк (549 тыс.чел.)

Кемеровская обл.

Панорама КМК, крупнейшего предприятия города
Панорама КМК, крупнейшего предприятия города

Промышленный город на Кузбассе одно время даже обгонял по населению областной центр Кемерово. В 1930-е годы в рамках сталинской индустриализации в городе были построены металлургический (основной в городе), а также алюминиевый и ферросплавный комбинаты. Также в городе действовало несколько шахт по добыче угля.

Перестройка и распад СССР сильно ударили по экономике города - шахты закрывались, а предприятия черной металлургии перешли под контроль групп Евраз и Русал, которые контролировались олигархами. За годы рыночных реформ город потерял 10% своего населения. Из-за деятельности промпредприятий в городе наблюдается сильное загрязнение воздуха, а некоторые семьи живут в санитарно-защитной зоне буквально у коптящих труб и шлакоотвалов.

Из-за депрессивности в городе царит преступность, алкоголизм, много любителей дури и другого асоциального контингента.

3.Набережные Челны (534 тыс.чел.)

Татарстан

Челнинские многоэтажки
Челнинские многоэтажки

Город стремительно вырос в 1970-80е годы при строительстве автогиганта КАМАЗ, одного из крупнейших производителей грузовиков. Ежегодно на комсомольскую стройку приезжали по 30-40 тысяч людей со всего СССР, как грибы вырастали новые жилые массивы. За 20 лет население города выросло с 35 тыс. до полумиллиона жителей.

В то же время микрорайонная застройка и большой число рабочей молодежи привело к появлению в конце 80х многочисленных банд из учащихся спортшкол, которые делились по комплексам, как здесь называют микрорайоны. Особую известность получили ОПГ "29-й комплекс" и Эдуарда Тагирьянова, которые прогремели на весь Татарстан и контролировали крупнейшие предприятия, в т.ч. Камаз и даже Татнефть. В последние годы наметилась тенденция к росту числа школьников, завербованных ОПГ.

Дела у КАМАЗа в 90е-2000е на фоне глубокого общероссийского кризиса также шли не слишком хорошо, что усугубилось, когда в 1993 г. дотла сгорел завод двигателей КАМАЗа, где работали 20 тыс.чел. - сокращения, задержки з/п. Экономические неурядицы спровоцировали и подъем татарского национализма, звучали призывы выйти из состава России, ввести в Татарии собственную валюту и т.п.

Даже сейчас городская экономика на 70% зависит от КАМАЗа и его дочерних предприятий.

4.Балашиха (507 тыс.чел.)

Московская обл.

Человейники Балашихи
Человейники Балашихи

Может формально подмосковный город не имеет статуса моногорода, но обстановка в нем складывается не самая благоприятная. За 30 лет население города увеличилось в 3,5 раза, что особенно стало заметным после присоединения города Железнодорожный.

Город в целом не имеет каких-либо крупных предприятий, которые могли бы обеспечить работой даже десятую часть живущих здесь людей, и по существу является отдаленным спальным гетто-районом Москвы, где селятся бедные приезжие из других регионов и стран СНГ, Каждый день они ездят на работу в столицу, тратя на дорогу по 3-4 часа в оба конца.

Без столицы Балашиха обречена на провал и станет полузаброшенным городом подобно Воркуте или Детройту. По сути, если у МКАДа поставить забор, то в городе вспыхнет настоящая революция из-за повальной безработицы и отвратной инфраструктуры, которая не справляется с постоянно растущими многоэтажными эконом-человейниками в 20-25 этажей.

5.Магнитогорск (413 тыс.чел.)

Челябинская обл.

Панорама Магнитогорска
Панорама Магнитогорска

Центр черной металлургии на границе с Башкирией, где находится градообразующий металлургический комбинат ММК, был основан в 1929 в рамках общесоветской кампании по индустриализации. Город регулярно занимает лидирующие места в антирейтингах самых загрязненных городов нашей страны - здесь постоянный пыль, смог и противный запах. По городу протекает река Урал, разделяя его на европейскую и азиатскую часть. Интересно, что городской аэропорт находится на территории соседней Башкирии.

Несмотря на то, что градообразующее предприятие функционирует более-менее нормально и в условиях рыночной экономики, с 1989 года население города снизилось на 6%. Перспективная молодежь всеми силами покидает малую родину, не желая всю жизнь стоять у раскаленной печи и станка. Левобережный Орджоникидзевский район, где расположена заводская часть и старая жилая застройка 30х годов, является самым неблагополучным - уголовники, алкоголики и иные маргинальные элементы здесь повсюду. Несколько также и у ж/д вокзала. Но и в целом по городу процветает уличная преступность, периодически появляются подростковые банды.

👍 Подписывайся, ставь лайк, сделай репост в соцсетях!

Еще: 5 исчезнувших регионов РСФСР