Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины: Столкновение неизбежно/ 16. Гибель "Камбалы"

Уважаемые друзья, предлагаем вам еще постоянную рубрику (раздел), в которой предлагаем вспомнить различные аварии подводных лодок, причем с разным исходом и от разных причин. Использовать будем открытые источники.

Вода, огонь, пожары и взрывы - не единственная опасность для корабля, тем более подводного. Элементарные правила кораблевождения и вопросы управляемости как и для надводных кораблей актуальны и для подводных. И причинами возникновения таких ситуаций, как и ранее являются действия людей. Поэтому не удивительно, что по мере поступления подводных лодок на флот начали появляться и случаи столкновения как субмарин между собой, так и с надводными кораблями. С одному стороны вполне очевидно, что чем больше подводных лодок принималось флотом, тем может расти число происшествий с ними, однако с каждым годом должно расти и мастерство экипажей, и совершенство боевой техники, однако избежать гибели людей не удавалось.

29 мая 1909 года на Черном море в результате столкнове­ния с линкором «Ростислав» погибла подводная лодка «Кам­бала».

Подводная лодка "Камбала", Севастополь, 1908 год
Подводная лодка "Камбала", Севастополь, 1908 год
Эта подводная лодка была последней в серии из трех субмарин, построенных для российского флота в Германии в Киле на верфи « Deutshe Werke Kiel AG », по проекту «Е» фирмы Ф. Круппа. В России эти ПЛ классифицировались как тип «Карп», по имени головной лодки в серии.

Вообще-то «Камбале» уже приходилось сталкиваться с другими кораблями. Во время приемо-сдаточных испы­таний субмарина 21 июня 1907 года возвращалась из очередного пробного выхода и столкнулась в Кильской бухте с немец­ким каботажным пароходом. На борту ПЛ находился за­водской экипаж немецкой верфи. В результате у лодки ока­залась свёрнутой на бок носовая оконечность, но прочный корпус не пострадал, а пароход получил в корме выше ва­терлинии заметную пробоину. На этот раз обошлось без жертв.

После длившегося 10 дней ремонта «Камбала» перешла в Либаву, а весной 1908 года её вместе с двумя остальными лодками этого типа по железной дороге отправили в Сева­стополь. С прибытием новые субмарины были зачислены в отряд подводного плавания Черноморского флота. Вес­ной 1909 года лодки начали отрабатывать ночные торпед­ные атаки. Привычная для боевых надводных кораблей, эта операция для подводных лодок того времени была ещё в но­винку.

С этой целью 29 мая 1909 года «Камбала» вышла в море для учебной атаки эскадры линкоров, которая возвраща­лась в главную базу Черноморского флота Севастополь.

Развивавшийся на мачте брейд-вымпел начальника отряда подводного плавания означал, что на борту ПЛ находился капитан 2 ранга Н. М. Белкин. Он решил лично принять участие в первых для его подчинённых ночных торпедных атаках, дабы самому быть в курсе любых возникающих при этом проблем и вопросов.

Капитан 2 ранга Николай Михайлович Белкин
Капитан 2 ранга Николай Михайлович Белкин

Заняв позицию у Стрелецкой бухты на расстоянии 3-4 кабельтовых от створа Инкерманских маяков, Белкин приказал командиру лодки лейтенан­ту Аквилонову приготовиться к атаке и ждать появления эскадры. Аквилонов настоял на том, чтобы лодка атакова­ла эскадру в полупогруженном, т.е. позиционном положе­нии. После этого начальник отряда спустился вниз для на­блюдения за действиями экипажа «Камбалы» из централь­ного поста. Командир остался на мостике, для управления лодкой ему из рубки была передана переговорная труба.

В 23.15 Аквилонов, заметив эскадру, дал лодке ход и по­шёл навстречу отряду кораблей, следовавших по створу в кильватерном строю 12-узловым ходом. На кораблях зна­ли о возможности ночных атак подводных лодок, но пред­полагали, что атаки будут производиться только в лунные ночи, а ночь была безлунной - темно, хоть глаз выколи.

Схема маневров кораблей при столкновении в бухте Севастополя 29 мая 1909 года
Схема маневров кораблей при столкновении в бухте Севастополя 29 мая 1909 года

В 23.26 на головном корабле эскадры линкоре «Панте­леймон» (бывшем «Князь Потемкин-Таврический») замети­ли слева по носу у самой воды яркий свет на расстоянии 2,5 кабельтовых от корабля, принятый сперва за огни рыболов­ного судна. Менее чем через минуту был опознан силуэт под­водной лодки, которая, находясь на траверзе на расстоянии 0,5 кбт, выполняла учебную атаку, двигаясь сходя­щимся курсом под углом 30°, пока командир ПЛ не счёл ата­ку удавшейся. После этого «Камбала» неожиданно стала циркулировать влево на эскадру. Пройдя по левому борту флагманского корабля, она оказалась на курсе второго ко­рабля эскадры - броненосца «Ростислав», на котором заме­тили лодку лишь в 15 саженях (около 30 метров) от носа по курсу корабля. Попытки вахтенного офицера и командира эскадренного броненосца «Ростислав» повернуть влево и дать полный ход назад не помогли предотвратить катастро­фы. Подводная лодка попала под таран 105-метрового броненосца водоизмещением 10140 тонн и, разрезанная сразу за рубкой пополам, затонула на глубине 28 саженей (58 метров).

Флагман эскадры линкоров - броненосец "Пантелеймон"
Флагман эскадры линкоров - броненосец "Пантелеймон"

Командир дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Белкин, помощ­ник командира лодки мичман Тучков, кондуктор Сальни­ков и 17 нижних чинов погибли вместе с лодкой. Командир «Камбалы» лейтенант М. М. Аквилонов, находившийся в момент столкновения на мостике, был смыт с него и спа­сён экипажем шлюпки с крейсера «Память Меркурия».

Броненосец "Ростислав" - именно удар его форштевня погубил подводную лодку "Камбала" и ее экипаж
Броненосец "Ростислав" - именно удар его форштевня погубил подводную лодку "Камбала" и ее экипаж

Возможно, что причиной гибели лодки была необходи­мость подхода лодки как можно ближе к атакуемому ко­раблю, поскольку принятый в начале века приём стрельбы подводных лодок по целям одной торпедой имел низкую вероятность попадания, особенно с дальних дистанций. К слову, по проекту на ПЛ типа «Карп» и был один носовой торпедный аппарат. Кроме этого причиной гибели «Кам­балы» были также ошибочные действия командира при её управлении.

Следственная комиссия отметила, что свидетели среди экипажа броненосца «Ростислав» отчетливо слышали ко­манду, поданную командиром лодки - «право руля, полный ход». В соответствии со статьей 886 Морского устава «при команде «право руля», корабль катится влево, при команде же «лево руля» - корабль катится вправо». Эта особенность управления корабля вошла в устав со времён парусных су­дов, когда для поворота, например, вправо румпель руля необходимо было переложить в противоположную сторо­ну, т.е. на левый борт и наоборот. На коммерческих судах рулевая проводка была сделана таким образом, что при команде «Право руля!» рулевой начинал вертеть штурвал вправо, и судно катилось вправо, если же штурвал вертели влево, то и корабль шёл влево. Но, на Военно-морском флоте сохранялся старый порядок. Его отменили только после гибели «Камбалы». Командир «Камбалы» либо пытался проскочить перед носом «Ростислава», либо оговорился.

Решение суда: "... Вместе с сим Суд признал, что причиною настоящего несчастного случая, была неосторожность Лейтенанта Аквилонова, выразившаяся в том, что он прошел с вверенной ему лодкой в слишком близком расстоянии от головного корабля отряда; в действиях капитана 1-го ранга Сапсая (командир броненосца "Ростислав") Суд не усмотрел никаких упущений или нарушений правил кораблевождения. Посему, Военно-Морской Суд, приговором 20-го Августа сего года, определил: отставного Лейтенанта Аквилонова, за неосторожное управление подводною лодкою «Камбала», имевшее последствием гибель этой лодки и находившихся в ней офицеров и команды, подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев, без ограничения прав и преимуществ, и передать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства; действия же Капитана 1-го ранга Сапсая 2-го признать правильными и законными.

Суд приговорил Аквилонова к 6 месяцам заключения в Петропавловской крепости. Однако бывший командир счёл такой приговор слишком мягким. На суде он настаивал на вынесении ему высшей меры наказания - смертной казни. Михаил Михайлович Аквилонов неоднократно обращался с прошениями к царю увеличить срок заключения и добил­ся своего. Он был уволен со службы, лишён всех званий, вычеркнут из списков дворян и заключен в крепость на год.

Сразу после аварии на месте трагедии были развёрнуты работы, направленные на обследование и подготовку к подъёму погибшей лодки.

Место гибели подводной лодки «Камбала» было определено и обвеховано: «положение затонувшей подводной лодки «Камбала» определено по углам: на Херсонесский маяк и Херсонесский храм – 115 градусов 30 минут, на Херсонесский храм и Братское кладбище – 35 градусов 20 минут. Место гибели подводной лодки находится почти на створе Инкерманских маяков, в расстоянии 4-х кабельтовых от 5-го створа мерной мили».

Оказалось, что обе части ле­жат на грунте на расстоянии 32 метра друг от друга. Обе они были отмечены вехами, после чего было принято ре­шение отбуксировать их на более мелкое место, для чего на них были заведены стропы. Однако, после гибели 30 мая 1909 года от кессонной болезни одного водолаза, боцман­мата транспорта «Березань» Ефима Бочкаленко, работы были приостановлены.

Поднятая носовая оконечность подводной лодки «Камбала» в сухом доке.
Поднятая носовая оконечность подводной лодки «Камбала» в сухом доке.

Дело в том, что для скорейшего об­следования затонувшей ПЛ к этой операции были привле­чены штатные водолазы кораблей, не имеющие необходи­мой подготовки для работы на глубине 58 метров, где ле­жали обломки «Камбалы». Только после прибытия подго­товленных специалистов из Кронштадской водолазной школы летом 1909 года была поднята носовая часть лодки, сданная впоследствии на слом.

Водолазы Кронштадтской водолазной школы.
Водолазы Кронштадтской водолазной школы.

Водолазные и подъемные работы начались 28 июля: специальный кессон затапливали по верхнюю палубу, соединили стальными стропами с корпусом «Камбалы», а затем осушали до осадки 4 метра, корпус лодки поднимался и всю систему буксирами перетягивали на более мелкое место. Таким способом удалось поднять носовую часть лодки и 9.09.1909 года ее ввели в Лазаревский док. В сухом доке из лодки откачали воду и убрали тину. Первый осмотр лодки происходил в присутствии начальника Морских сил Черного моря и прокурора Севастопольского Военно-Морского суда. Следов удара в месте разреза лодки обнаружено не было, а ее излом, в результате которого отвалилась корма, прошелся по соединительному фланцу. Люк боевой рубки задраен не был и свободно открылся, и через него были видны лежащие в рубке капитан 2 ранга Белкин, мичман Тучков и рулевой Данилов. Были извлечены тела еще одиннадцати подводников. Тела офицеров были положены в металлические гробы и отправлены в Адмиралтейский собор Севастополя. Тела матросов перенесли в Морской госпиталь, затем погрузили на баржу и перевезли в Херсонесский монастырь.

В ней были найдены тела 14 погибших подводников. Останки Н.М.Белкина и Д. Туч­кова для захоронения отправили на их родину. Рубка под­водной лодки была установлена на кладбище в Севастопо­ле, в качестве памятника, на братской могиле погибших во время катастрофы членов экипажа. К слову, это единствен­ный сохранившийся памятник подводникам царского фло­та. Из списков судов флота ПЛ «Камбала» исключена 17 ян­варя 1911 года.

Рубка погибшей подводной лодки после побъема
Рубка погибшей подводной лодки после побъема

Стоит отметить, что в подъёме «Камбалы» принимал уча­стие один из талантливых специалистов водолазного дела офицер Севастопольского порта Феоктист Андреевич Шпакович. Его опыт и изобретательность принесли огромную пользу, значительно ускорив операцию. Когда поднимали лодку, он был уже дипломированным специалистом. В буду­щем этот ас подводных дел будет возглавлять Водолазную школу знаменитого ЭПРОНа. В 1926 году Ф. А. Шпакович участвовал в подъёме лодки «Орлан» (в 1919 году затопле­на интервентами), 1928 году руководил подъёмом англий­ской подводной лодки «Л-55» (погибла во время интер­венции в июне 1919 года), подъёмом лодок «Металлист» (погибла в июне 1931 года, протараненная эсминцем «Фрунзе»), поисками в 1933 году ПЛ № 9 «Рабочий» (по­гибла при столкновении с другой лодкой, «Красноарме­ец», в мае 1931 года).

В 1932 году, при прохождении тренировочных глубоко­водных спусков водолазов, была сделана попытка разыс­кать и поднять кормовую часть «Камбалы». Но, несмотря на то, что местонахождение обломков лодки в своё время было хорошо известно, найти её в последствии не удалось.

Только в мае 2018 года кормовая часть подводной лодки была найдена, но поднимать ее не планировали (данных о подъеме нет).

Подводники, погибшие на ПЛ "Камбала":
1.Белкин 1-й Николай Михайлович (1872-1909) – капитан 2-го ранга, заведующий Отрядом подводного плавания в Черном море.
2.Тучков Дмитрий Александрович (1886-1909) – мичман, помощник командира корабля.
3.Сальников Фрол Иванович (1879-1909) – минный кондуктор.
4.Демидкин Дмитрий (1884-1909) – рулевой боцманмат.
5.Латонов Михаил  (1885-1909) – рулевой боцманмат.
6.Шама-Соломенный Кузьма  (1882-1909) – боцманмат-минер.
7.Данилюк Иван  (1886-1909) – рулевой квартирмейстер.
8.Плотников Андрей  (1884-1909) – рулевой квартирмейстер.
9.Базыка Андрей (1884-1909) – минный квартирмейстер 1-й статьи.
10.Омельченко Даниил  (1884-1909) – минный квартирмейстер 1-й статьи.
11.Грошев Алексей  (1884-1909) – машинный картирмейстер 1-й статьи.
12.Королев Владимир  (1881-1909) минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
13.Лаиок Иван  (1884-1909) – минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
14.Шоронов Иван  (1885-1909) – минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
15.Парамошкин Тимофей  (1885-1909) – машинный квартирмейстер 2-й статьи.
16.Прилепа Иван (1886-1909) – машинный квартирмейстер 2-й статьи.
17.Богатырев Иван (1886-1909) – машинист 1-й статьи.
18.Гридян Владислав (1878-1909) – машинист 1-й статьи.
19.Казаринов Петр  (1886-1909) – минный машинист 2-й статьи.
20.Федоров Константин  (1884-1909) – минный машинист.

-9

Вечная память!

Источники:

Ковалёв, Э. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава/ Ковалев Э.А. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- Л.: Судпромгиз, 1963г. - 440 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; "Судостроение", № 2/1990.; ресурсы сети Интернет