Уважаемые друзья, предлагаем вам еще постоянную рубрику (раздел), в которой предлагаем вспомнить различные аварии подводных лодок, причем с разным исходом и от разных причин. Использовать будем открытые источники.
Вода, огонь, пожары и взрывы - не единственная опасность для корабля, тем более подводного. Элементарные правила кораблевождения и вопросы управляемости как и для надводных кораблей актуальны и для подводных. И причинами возникновения таких ситуаций, как и ранее являются действия людей. Поэтому не удивительно, что по мере поступления подводных лодок на флот начали появляться и случаи столкновения как субмарин между собой, так и с надводными кораблями. С одному стороны вполне очевидно, что чем больше подводных лодок принималось флотом, тем может расти число происшествий с ними, однако с каждым годом должно расти и мастерство экипажей, и совершенство боевой техники, однако избежать гибели людей не удавалось.
29 мая 1909 года на Черном море в результате столкновения с линкором «Ростислав» погибла подводная лодка «Камбала».
Эта подводная лодка была последней в серии из трех субмарин, построенных для российского флота в Германии в Киле на верфи « Deutshe Werke Kiel AG », по проекту «Е» фирмы Ф. Круппа. В России эти ПЛ классифицировались как тип «Карп», по имени головной лодки в серии.
Вообще-то «Камбале» уже приходилось сталкиваться с другими кораблями. Во время приемо-сдаточных испытаний субмарина 21 июня 1907 года возвращалась из очередного пробного выхода и столкнулась в Кильской бухте с немецким каботажным пароходом. На борту ПЛ находился заводской экипаж немецкой верфи. В результате у лодки оказалась свёрнутой на бок носовая оконечность, но прочный корпус не пострадал, а пароход получил в корме выше ватерлинии заметную пробоину. На этот раз обошлось без жертв.
После длившегося 10 дней ремонта «Камбала» перешла в Либаву, а весной 1908 года её вместе с двумя остальными лодками этого типа по железной дороге отправили в Севастополь. С прибытием новые субмарины были зачислены в отряд подводного плавания Черноморского флота. Весной 1909 года лодки начали отрабатывать ночные торпедные атаки. Привычная для боевых надводных кораблей, эта операция для подводных лодок того времени была ещё в новинку.
С этой целью 29 мая 1909 года «Камбала» вышла в море для учебной атаки эскадры линкоров, которая возвращалась в главную базу Черноморского флота Севастополь.
Развивавшийся на мачте брейд-вымпел начальника отряда подводного плавания означал, что на борту ПЛ находился капитан 2 ранга Н. М. Белкин. Он решил лично принять участие в первых для его подчинённых ночных торпедных атаках, дабы самому быть в курсе любых возникающих при этом проблем и вопросов.
Заняв позицию у Стрелецкой бухты на расстоянии 3-4 кабельтовых от створа Инкерманских маяков, Белкин приказал командиру лодки лейтенанту Аквилонову приготовиться к атаке и ждать появления эскадры. Аквилонов настоял на том, чтобы лодка атаковала эскадру в полупогруженном, т.е. позиционном положении. После этого начальник отряда спустился вниз для наблюдения за действиями экипажа «Камбалы» из центрального поста. Командир остался на мостике, для управления лодкой ему из рубки была передана переговорная труба.
В 23.15 Аквилонов, заметив эскадру, дал лодке ход и пошёл навстречу отряду кораблей, следовавших по створу в кильватерном строю 12-узловым ходом. На кораблях знали о возможности ночных атак подводных лодок, но предполагали, что атаки будут производиться только в лунные ночи, а ночь была безлунной - темно, хоть глаз выколи.
В 23.26 на головном корабле эскадры линкоре «Пантелеймон» (бывшем «Князь Потемкин-Таврический») заметили слева по носу у самой воды яркий свет на расстоянии 2,5 кабельтовых от корабля, принятый сперва за огни рыболовного судна. Менее чем через минуту был опознан силуэт подводной лодки, которая, находясь на траверзе на расстоянии 0,5 кбт, выполняла учебную атаку, двигаясь сходящимся курсом под углом 30°, пока командир ПЛ не счёл атаку удавшейся. После этого «Камбала» неожиданно стала циркулировать влево на эскадру. Пройдя по левому борту флагманского корабля, она оказалась на курсе второго корабля эскадры - броненосца «Ростислав», на котором заметили лодку лишь в 15 саженях (около 30 метров) от носа по курсу корабля. Попытки вахтенного офицера и командира эскадренного броненосца «Ростислав» повернуть влево и дать полный ход назад не помогли предотвратить катастрофы. Подводная лодка попала под таран 105-метрового броненосца водоизмещением 10140 тонн и, разрезанная сразу за рубкой пополам, затонула на глубине 28 саженей (58 метров).
Командир дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Белкин, помощник командира лодки мичман Тучков, кондуктор Сальников и 17 нижних чинов погибли вместе с лодкой. Командир «Камбалы» лейтенант М. М. Аквилонов, находившийся в момент столкновения на мостике, был смыт с него и спасён экипажем шлюпки с крейсера «Память Меркурия».
Возможно, что причиной гибели лодки была необходимость подхода лодки как можно ближе к атакуемому кораблю, поскольку принятый в начале века приём стрельбы подводных лодок по целям одной торпедой имел низкую вероятность попадания, особенно с дальних дистанций. К слову, по проекту на ПЛ типа «Карп» и был один носовой торпедный аппарат. Кроме этого причиной гибели «Камбалы» были также ошибочные действия командира при её управлении.
Следственная комиссия отметила, что свидетели среди экипажа броненосца «Ростислав» отчетливо слышали команду, поданную командиром лодки - «право руля, полный ход». В соответствии со статьей 886 Морского устава «при команде «право руля», корабль катится влево, при команде же «лево руля» - корабль катится вправо». Эта особенность управления корабля вошла в устав со времён парусных судов, когда для поворота, например, вправо румпель руля необходимо было переложить в противоположную сторону, т.е. на левый борт и наоборот. На коммерческих судах рулевая проводка была сделана таким образом, что при команде «Право руля!» рулевой начинал вертеть штурвал вправо, и судно катилось вправо, если же штурвал вертели влево, то и корабль шёл влево. Но, на Военно-морском флоте сохранялся старый порядок. Его отменили только после гибели «Камбалы». Командир «Камбалы» либо пытался проскочить перед носом «Ростислава», либо оговорился.
Решение суда: "... Вместе с сим Суд признал, что причиною настоящего несчастного случая, была неосторожность Лейтенанта Аквилонова, выразившаяся в том, что он прошел с вверенной ему лодкой в слишком близком расстоянии от головного корабля отряда; в действиях капитана 1-го ранга Сапсая (командир броненосца "Ростислав") Суд не усмотрел никаких упущений или нарушений правил кораблевождения. Посему, Военно-Морской Суд, приговором 20-го Августа сего года, определил: отставного Лейтенанта Аквилонова, за неосторожное управление подводною лодкою «Камбала», имевшее последствием гибель этой лодки и находившихся в ней офицеров и команды, подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев, без ограничения прав и преимуществ, и передать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства; действия же Капитана 1-го ранга Сапсая 2-го признать правильными и законными.
Суд приговорил Аквилонова к 6 месяцам заключения в Петропавловской крепости. Однако бывший командир счёл такой приговор слишком мягким. На суде он настаивал на вынесении ему высшей меры наказания - смертной казни. Михаил Михайлович Аквилонов неоднократно обращался с прошениями к царю увеличить срок заключения и добился своего. Он был уволен со службы, лишён всех званий, вычеркнут из списков дворян и заключен в крепость на год.
Сразу после аварии на месте трагедии были развёрнуты работы, направленные на обследование и подготовку к подъёму погибшей лодки.
Место гибели подводной лодки «Камбала» было определено и обвеховано: «положение затонувшей подводной лодки «Камбала» определено по углам: на Херсонесский маяк и Херсонесский храм – 115 градусов 30 минут, на Херсонесский храм и Братское кладбище – 35 градусов 20 минут. Место гибели подводной лодки находится почти на створе Инкерманских маяков, в расстоянии 4-х кабельтовых от 5-го створа мерной мили».
Оказалось, что обе части лежат на грунте на расстоянии 32 метра друг от друга. Обе они были отмечены вехами, после чего было принято решение отбуксировать их на более мелкое место, для чего на них были заведены стропы. Однако, после гибели 30 мая 1909 года от кессонной болезни одного водолаза, боцманмата транспорта «Березань» Ефима Бочкаленко, работы были приостановлены.
Дело в том, что для скорейшего обследования затонувшей ПЛ к этой операции были привлечены штатные водолазы кораблей, не имеющие необходимой подготовки для работы на глубине 58 метров, где лежали обломки «Камбалы». Только после прибытия подготовленных специалистов из Кронштадской водолазной школы летом 1909 года была поднята носовая часть лодки, сданная впоследствии на слом.
Водолазные и подъемные работы начались 28 июля: специальный кессон затапливали по верхнюю палубу, соединили стальными стропами с корпусом «Камбалы», а затем осушали до осадки 4 метра, корпус лодки поднимался и всю систему буксирами перетягивали на более мелкое место. Таким способом удалось поднять носовую часть лодки и 9.09.1909 года ее ввели в Лазаревский док. В сухом доке из лодки откачали воду и убрали тину. Первый осмотр лодки происходил в присутствии начальника Морских сил Черного моря и прокурора Севастопольского Военно-Морского суда. Следов удара в месте разреза лодки обнаружено не было, а ее излом, в результате которого отвалилась корма, прошелся по соединительному фланцу. Люк боевой рубки задраен не был и свободно открылся, и через него были видны лежащие в рубке капитан 2 ранга Белкин, мичман Тучков и рулевой Данилов. Были извлечены тела еще одиннадцати подводников. Тела офицеров были положены в металлические гробы и отправлены в Адмиралтейский собор Севастополя. Тела матросов перенесли в Морской госпиталь, затем погрузили на баржу и перевезли в Херсонесский монастырь.
В ней были найдены тела 14 погибших подводников. Останки Н.М.Белкина и Д. Тучкова для захоронения отправили на их родину. Рубка подводной лодки была установлена на кладбище в Севастополе, в качестве памятника, на братской могиле погибших во время катастрофы членов экипажа. К слову, это единственный сохранившийся памятник подводникам царского флота. Из списков судов флота ПЛ «Камбала» исключена 17 января 1911 года.
Стоит отметить, что в подъёме «Камбалы» принимал участие один из талантливых специалистов водолазного дела офицер Севастопольского порта Феоктист Андреевич Шпакович. Его опыт и изобретательность принесли огромную пользу, значительно ускорив операцию. Когда поднимали лодку, он был уже дипломированным специалистом. В будущем этот ас подводных дел будет возглавлять Водолазную школу знаменитого ЭПРОНа. В 1926 году Ф. А. Шпакович участвовал в подъёме лодки «Орлан» (в 1919 году затоплена интервентами), 1928 году руководил подъёмом английской подводной лодки «Л-55» (погибла во время интервенции в июне 1919 года), подъёмом лодок «Металлист» (погибла в июне 1931 года, протараненная эсминцем «Фрунзе»), поисками в 1933 году ПЛ № 9 «Рабочий» (погибла при столкновении с другой лодкой, «Красноармеец», в мае 1931 года).
В 1932 году, при прохождении тренировочных глубоководных спусков водолазов, была сделана попытка разыскать и поднять кормовую часть «Камбалы». Но, несмотря на то, что местонахождение обломков лодки в своё время было хорошо известно, найти её в последствии не удалось.
Только в мае 2018 года кормовая часть подводной лодки была найдена, но поднимать ее не планировали (данных о подъеме нет).
Подводники, погибшие на ПЛ "Камбала":
1.Белкин 1-й Николай Михайлович (1872-1909) – капитан 2-го ранга, заведующий Отрядом подводного плавания в Черном море.
2.Тучков Дмитрий Александрович (1886-1909) – мичман, помощник командира корабля.
3.Сальников Фрол Иванович (1879-1909) – минный кондуктор.
4.Демидкин Дмитрий (1884-1909) – рулевой боцманмат.
5.Латонов Михаил (1885-1909) – рулевой боцманмат.
6.Шама-Соломенный Кузьма (1882-1909) – боцманмат-минер.
7.Данилюк Иван (1886-1909) – рулевой квартирмейстер.
8.Плотников Андрей (1884-1909) – рулевой квартирмейстер.
9.Базыка Андрей (1884-1909) – минный квартирмейстер 1-й статьи.
10.Омельченко Даниил (1884-1909) – минный квартирмейстер 1-й статьи.
11.Грошев Алексей (1884-1909) – машинный картирмейстер 1-й статьи.
12.Королев Владимир (1881-1909) минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
13.Лаиок Иван (1884-1909) – минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
14.Шоронов Иван (1885-1909) – минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
15.Парамошкин Тимофей (1885-1909) – машинный квартирмейстер 2-й статьи.
16.Прилепа Иван (1886-1909) – машинный квартирмейстер 2-й статьи.
17.Богатырев Иван (1886-1909) – машинист 1-й статьи.
18.Гридян Владислав (1878-1909) – машинист 1-й статьи.
19.Казаринов Петр (1886-1909) – минный машинист 2-й статьи.
20.Федоров Константин (1884-1909) – минный машинист.
Вечная память!
Источники:
Ковалёв, Э. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава/ Ковалев Э.А. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- Л.: Судпромгиз, 1963г. - 440 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; "Судостроение", № 2/1990.; ресурсы сети Интернет