Что такое критика? И может ли она быть конструктивной? На мой взгляд да, если задача стоит донести свою точку зрения и скорректировать нежелательное поведение. Тогда критика становиться уже обратной связью, а правильно оформленная обратная связь очень полезна. Она позволяет понять какие наши действия воспринимаются окружающими позитивно, а какие негативно. Проще говоря какие нравятся, а какие нет.
Также и в Вашей стороны, если Вы хотите спокойно и экологично доносить свои мысли и чувства относительно поведения другого, то попробуйте сделать это в формате ОС по модели ПРЧБ (BOFF).
Модель ПРЧБ (BOFF): Поведение (Behaviour) – Результат (Outcome) – Чувства (Feelings) – Будущее (Future) применяется в тех ситуациях, когда необходимо скорректировать нежелательное поведения клиента/ребенка/сотрудника и составить план действий по избавлению от этого поведения.
Для примера рассмотрим ситуацию, Ваш коллега не предупредил Вас о важной встрече заранее и Вы не успели к ней подготовиться, вследствие чего компания не получила новый заказ.
Поведение (Behaviour)
Изложите свои наблюдения за поведением: нужны факты, цифры и детали – это позволит человеку осознать, что произошло и как его поведение может выглядеть со стороны. Отметьте факт/событие и/или поведение. Не обобщайте (всегда/постоянно/часто), говорите без эмоциональной окраски.
Пример: Слава, т.к. я получила от тебя информацию о предстоящей встрече в последний момент, я не успела подготовиться.
Результат (Outcome)
Озвучьте, а лучше спросите у самого человека - к каким последствиям привело его поведение.
Пример: Из-за этого клиент отказался от работы с нами.
Чувства (Feelings)
Поговорите о чувствах, спросите, как по мнению вашего собеседника Вы сейчас себя чувствуете? А как бы он чувствовал бы себя на Вашем месте?
Пример: Как ты думаешь, что я сейчас чувствую? А что бы ты чувствовал на моем месте?
Будущее (Future)
Обсудите будущее. Спросите, что человек готов сделать/предпринять для того, чтобы в будущем это событие/поведение не имело места.
Пример: Как ты считаешь, что мы можем сделать, что бы в будущем не допускать таких ситуаций?
Лучше, если Ваш "коллега" сам проговорит последствия, чувства и пути решения - это позволит ему осознать ответственность за свои поступки и станет хорошей мотивацией для изменений.