Найти тему

КРИТИКА vs ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Что такое критика? И может ли она быть конструктивной? На мой взгляд да, если задача стоит донести свою точку зрения и скорректировать нежелательное поведение. Тогда критика становиться уже обратной связью, а правильно оформленная обратная связь очень полезна. Она позволяет понять какие наши действия воспринимаются окружающими позитивно, а какие негативно. Проще говоря какие нравятся, а какие нет.

Также и в Вашей стороны, если Вы хотите спокойно и экологично доносить свои мысли и чувства относительно поведения другого, то попробуйте сделать это в формате ОС по модели ПРЧБ (BOFF).

Модель ПРЧБ (BOFF): Поведение (Behaviour) – Результат (Outcome) – Чувства (Feelings) – Будущее (Future) применяется в тех ситуациях, когда необходимо скорректировать нежелательное поведения клиента/ребенка/сотрудника и составить план действий по избавлению от этого поведения.

Для примера рассмотрим ситуацию, Ваш коллега не предупредил Вас о важной встрече заранее и Вы не успели к ней подготовиться, вследствие чего компания не получила новый заказ.

Поведение (Behaviour)

Изложите свои наблюдения за поведением: нужны факты, цифры и детали – это позволит человеку осознать, что произошло и как его поведение может выглядеть со стороны. Отметьте факт/событие и/или поведение. Не обобщайте (всегда/постоянно/часто), говорите без эмоциональной окраски.

Пример: Слава, т.к. я получила от тебя информацию о предстоящей встрече в последний момент, я не успела подготовиться.

Результат (Outcome)

Озвучьте, а лучше спросите у самого человека - к каким последствиям привело его поведение.

Пример: Из-за этого клиент отказался от работы с нами.

Чувства (Feelings)

Поговорите о чувствах, спросите, как по мнению вашего собеседника Вы сейчас себя чувствуете? А как бы он чувствовал бы себя на Вашем месте?

Пример: Как ты думаешь, что я сейчас чувствую? А что бы ты чувствовал на моем месте?

Будущее (Future)

Обсудите будущее. Спросите, что человек готов сделать/предпринять для того, чтобы в будущем это событие/поведение не имело места.

Пример: Как ты считаешь, что мы можем сделать, что бы в будущем не допускать таких ситуаций?

Лучше, если Ваш "коллега" сам проговорит последствия, чувства и пути решения - это позволит ему осознать ответственность за свои поступки и станет хорошей мотивацией для изменений.