Император Александр I взошел на престол 12 марта 1801 года, сразу после убийства в результате заговора его отца Павла I. Известно, что Александр знал о том, что Павла Петровича хотят сместить с трона, но вот было ли ему донесено, что вместо простого отречения готовится убийство,- выяснить нам уже не удастся. Зато по многим сведениям, сам Александр не очень был рад "упавшей" ему на голову короне. Готов ли он был обмануть всех, инсценировав собственную смерть, чтобы, наконец, вернуть себе свободу от такой тяжелой ноши? Давайте разбираться.
Александр мог стать Российским государем еще в 1796 году, после смерти своей бабки Екатерины II, в обход отца, ведь, как известно, именно ему императрица хотела передать всю полноту власти, но завещание оставить так и не успела (хоть в 1802 году и появилась фальшивка, но ее достоверность доказана не была, к тому же в ней наследником назван почему-то Павел). В письме, написанном Екатериной II 14 августа 1792 года года своему корреспонденту барону Гримму, это явно прослеживается: «Сперва мой Александр женится, а там со временем и будет коронован со всевозможными церемониями, торжествами и народными празднествами». Торжества по случаю брака своего сына Павел, кстати, демонстративно проигнорировал, видимо, понимая, что женитьба Александра отдаляет его от престола. Накануне смерти Екатерины II придворные, знавшие об этой возможной передачи власти, ждали обнародования манифеста об отстранении Павла, заключении его в одном из замков в Эстляндии и провозглашении наследником Александра. Но даже если такой манифест и существовал, не исключается версия, что его мог уничтожить Александр или кто-то по его приказу, чтобы императором по праву стал его отец. Например, удивительное внимание было оказано Павлом I бывшему екатерининскому сподвижнику графу Безбородко, занимавшемуся как раз документацией и переписками государыни. Говорили, что именно он принес Павлу завещание, которое тот сразу же сжег.
Так или иначе, царствовал Павел I всего 4 с половиной года, и Александр, как старший сын, унаследовал Российскую империю и все с ней полагающееся. В историю он вошел с эпитетом "Благословенный" благодаря своим победам во внешней политике (одна только Отечественная война 1812 года чего стоит) и присоединению новых территорий. Но, несмотря на любовь народа, Александр все чаще говорил о намерении отречься от престола и «удалиться от мира».
С возрастом он становился все больше подвержен мистификациям, стал религиозен и отдалил от себя многих приближенных. Впервые живо интересоваться христианством Александр стал в год нашествия Наполеона. Вероятно, повлияли сильные переживания, и император находился в поиске поддержки. Когда французы хозяйничали в Москве и пылал Кремль, Александр I, князь Голицын и пожилой вдовец Кошелев часто молились вместе, образовав своего рода мистический союз. Во время пребывания в Европе в 1815 году Государя совершенно обворожила баронесса Крюденер, протестантская проповедница. Император окружил себя представителями многих религий и течений, пытаясь впитать что-то от каждого и определить истину. От этого с каждым годом Александр все меньше и меньше интересовался государственными делами и даже никак не реагировал на новости о распространении тайных обществ, которые уже скоро станут крупной силой.
За два года до смерти Александр распорядился составить манифест, который указал хранить в тайне. В нем он признавал отречение от престола своего брата Константина и назначал наследником младшего брата, Николая.
В 1825 года император отправился в Таганрог, посетив перед этим старца Алексия. Там, в доме градоначальника Папкова, Александр умер в возрасте всего 47 лет. Пушкин писал об этом: «Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге».
И именно скоропостижная и неожиданная смерть самодержца (который почти никогда не болел), а также его явное отстранение от дел государства вызвало в народе массу слухов. Самым ярким из них стал, что Александр инсценировал собственную кончину, бежал под прикрытием в Киев и теперь будет жить как монах, периодически давая советы и помогая новому императору Николаю.
Уже спустя годы утвердилось мнение, что Александра все это время терзали муки совести из-за смерти отца Павла I. Поэтому Александр и начал совсем другую, скитальческую жизнь вдали от двора. Говорили, что живет бывший монарх под именем Федор Кузьмич на Урале в пещере на берегу реки Сим, а вместо Александра был похоронен его двойник. Фёдор Кузьмич странствовал по деревням, а источником его дохода было обучение детей, причём в качестве оплаты он никогда не брал деньги, только продукты питания.
Почему же именно Фёдора Кузьмича стали считать бывшим российским императором?
Как-то в доме казака Сидорова со старцем встретился казак Березин, который долгое время служил в Петербурге. Он опознал в Фёдоре скончавшегося Александра. Также его опознал местный священник Иоанн Александровский, сосланный в Сибирь из Петербурга и утверждавший, что ошибиться точно не мог. Как-то от самого Фёдора Кузьмича этот же казак Сидоров услышал: «Стоит мне только гаркнуть слово в Петербурге, то весь Красноярск содрогнётся от того, что будет».
Известность старца начала набирать обороты, отчего он перебрался в отдаленную деревню и почти перестал выходить из своей кельи. Однако сохранились воспоминания местных жителей, что старец иногда разговаривал на французском языке. В 1850-е к нему приезжал Лев Толстой, с которым они беседовали целый день. Помимо этого, Федор Кузьмич вёл обширную переписку, но письма через некоторое время фантастически исчезли. Также сообщается, что он переписывался тайным шифром с самим императором, а после смерти Николая старец заказал панихиду, на которой долго молился со слезами. Жители села в начале 20 века показывали Евангелие и икону, с изображенными на них вензелями с буквой «А» и короной, которые якобы принадлежали Фёдору Кузьмичу. Примерно в это же время появились слухи, что вскрытая могила императора Александра I оказалась пуста.
Конечно, находилась и те, кто напрямую пытался поинтересоваться у Федора Кузьмича о верности ходящих вокруг него домыслов. На вопросы о своём царском происхождении старец всегда отвечал достаточно уклончиво, например: «Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне — кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа». Возможно, Фёдору Кузьмичу льстило внимание, которое было ему оказано, поэтому он всячески старался поддерживать эту легенду. Ведь, как мы знаем, привлекательна именно загадка.
Сообщается, что на исповеди перед смертью старец отказался назвать имя своего небесного покровителя («Это Бог знает»), а также имена своих родителей («Святая Церковь за них молится»). Умер Фёдор Кузьмич в 1864 году, на тот момент ему было 80 лет. При жизни он не разрешал никому писать его портрет, но уже на второй день после смерти был сделан карандашный рисунок, по которому были найдены сходства с портретами Александра I.
После смерти старца купец Хромов разбирал оставшиеся после него вещи. Среди них им якобы были обнаружены: документ о бракосочетании императора Александра I, цепь ордена Андрея Первозванного, нарисованный вензель в виде буквы «А» и короткие шифрованные записки. Содержание записок было неоднозначным, так что при желании их можно было интерпретировать и как подтверждение, и как опровержение легенды. Конечно, их неоднократно пытались расшифровать, но значимого результата это не принесло, а затем оригиналы и вовсе были утеряны. Датируется это происшествие 1909 годом, а обстоятельства неизвестны. В настоящее время сохранились лишь фотокопии, причём не очень хорошего качества, что значительно затрудняет идентификацию и дешифровку.
На похоронах Александра I в своё время отсутствовали его ближайший сподвижник Волконский и даже императрица Елизавета Алексеевна, зато на могилу к старцу приезжал даже будущий император Николай II.
Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к Александру I, могла бы экспертиза, возможность проведения которой не исключают специалисты, однако оригиналы записок, как известно, утрачены. Да и нет доказательств, что записки выполнены самим старцем, поскольку известно лишь, что он носил их при себе, но не факт, что он их и написал.
А как же генетическая экспертиза, спросите вы? Я тоже задевалась этим вопросом. Оказывается, многие скептики не уверены, что найденные на месте захоронения старца останки действительно принадлежат Фёдору Кузьмичу, тем более, череп обнаружен там не был.