Добрый день.
Продолжение разборов официальных планов развития Московского метрополитена за горизонт ближайшей перспективы 3-7 лет.
В этой статье речь пойдёт о продлении Сокольнической линии вдоль Щёлковского шоссе в сторону района Восточный г. Москвы.
Предыстория
Почему вообще завернули Сокольническую линию в Богородский район вдоль МЦК.
В давние времена, когда МЦК (Московского центрального кольца) не существовало как отдельного вида общественного транспорта, градостроители хотели построить новую кольцевую линию метрополитена. Прототип современной Большой кольцевой линии (БКЛ).
Тогдашняя "БКЛ" примерно повторяла трассировку современной БКЛ на юго-западе города, но остальные участки проходили по другому маршруту — более удаленному от центра города.
На севере участок практически полностью дублировал маршрут современного МЦК (тогда — МК МЖД), т.к. запуск пассажирского движения на нём явно не входило в планы градостроителей той эпохи.
Ради будущей кольцевой начали строить Каховскую линию с двумя отдельными станциями метро («Каховская», «Варшавская») и одну кросс-платформенную станцию («Каширская»). На станции «Октябрьское Поле» был сделан задел под будущую пересадку на "БКЛ".
В 1990 году на Сокольнической линии построили станции «Бульвар Рокоссовского» (ранее — «Улица Подбельского)» и «Черкизовская», которые в будущем должны были войти в состав старого варианта "БКЛ".
Тогда никто не мог предположить, что когда-то на Малом кольце Московской железной дороги запустят пассажирское движение. А строить БКЛ в наши дни по старой трассировке не было бы разумным шагом, т.к. новая кольцевая линия метро на севере полностью дублировала бы МЦК.
Вот так и получилось, что Сокольническая линия на какое-то время обрела конечную в виде ст. «Бульвар Рокоссовского». Ибо пока нет окончательного решения — что делать с участком «Черкизовская - Бульвар Рокоссовского».
Тем не менее, линию собираются строить дальше вдоль Щёлковского шоссе. Вот это и разберём в этой статье.
Официальная информация:
1. Продолжение Сокольнической линии в сторону МКАД фигурирует на генеральном плане г. Москвы 2010 года.
2. В материалах по обоснованию внесению изменений в Генплан Москвы 2017 года в части присоединенных территорий есть схема развития скоростного внеуличного транспорта (метро):
Что примечательно, в этой редакции пропала одна станция на перегоне «Черкизовская - Щёлковская».
3. На проекте планировки территории микрорайонов 1-2 района Гольяново г. Москвы можно увидеть техническую зону метрополитена вдоль Щёлковского шоссе, зарезервированную под продление Сокольнической линии.
4. В другом проекте планировки (территории микрорайона 80 района Северное Измайлово) есть техническая зона размещения станции метро на пересечении Щёлковского шоссе и 16-й Парковой улицы.
Для наглядности склеил схемы:
Offtop: Автомобилисты могут заметить эстакаду в створе 16-й Парковой улицы, которая будет построена над Щёлковским шоссе.
5. В проекте планировки территории микрорайонов 41-42, 43-45, 44-46, 47-48, 49-50 района Северное Измайлово даже можем узнать, где планируется расположение станции метро «Щёлковская».
К западу от 9-й Парковой улицы.
И если верить чертежу красным линиям, то станция будет с двумя островными платформами.
На транспортных форумах существует версия, что из-за свай эстакады Щёлковского шоссе, вбитых глубоко в землю, теперь невозможно разместить станцию прямо под эстакадой или вблизи неё. Т.е. этого не учли во время строительства эстакады.
6. Место под станцию «Щёлковская» Сокольнической линии можно найти после реновации Северного Измайлово.
И решение проблемы из предыдущего пункта, если по какой-то причине инженерам и проектировщикам не удастся разместить станцию вблизи эстакады.
7. Проект планировки ТПУ «Черкизово» (Восточный ЖД-вокзал):
От Большой Черкизовской улицы метро пойдёт севернее Щёлковского шоссе, чтобы обойти развязку Северо-Восточной хорды с Щёлковским шоссе.
Расположение будущих станций.
Для удобства рекомендую открыть интерактивную карту из общей схемы развития метро в Москве на перспективу:
https://yandex.ru/maps/-/CCUMrJXM9B
1. Новая станция «Черкизовская».
Точного местоположения этой станций в красных линиях в публичном доступе найти не удалось, но генеральный план Москвы предлагает разместить станцию восточнее Щёлковского путепровода (МЦК).
Когда на схемах Института Генплана Москвы, эта станция размещается до МЦК на Большой Черкизовской улице.
2. Станция метро на пересечении Щёлковского шоссе и Монтажной улицы.
Эту станцию предлагает разместить Генеральный план Москвы 2010 года, когда на более поздних перспективных схемах метро её уже не было.
Вне зависимости от места размещения предыдущей станции («Черкизовская»), на перегоне от «Черкизовской» до «Щёлковской» расстояние будет больше 3-х км. По нормативам безопасности, потребуется строительство эвакуационного выхода или полноценной станции метро.
На мой взгляд, логичнее эту станцию построить, в связи с увеличением населения района вблизи станции после реновации жилья и редевелопмента промзоны «Калошино».
3. Станция «Щёлковская» Сокольнической линии.
Пересадочная станция на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии.
Позволит перераспределить поток пассажиров из жителей области Щёлковского направления (Балашиха, Щёлково, Фрязино, Черноголовка, Звёздный Городок и т.д.)
Фактически, для вышеуказанных пассажиров + жителей Гольяново и Измайлово путь в центр станет немного короче, т.к. Сокольническая линия идёт напрямую в центр, когда синяя линия идёт наискосок через Восточное Измайлово.
4. Станция метро на пересечении Щёлковского шоссе и 16-й Парковой улицы.
Новая конечная станция Сокольнической линии. Ближайшая будущая станция метро для жителей Московской области и района Восточный вдоль Щёлковского шоссе.
Но скорее всего областные автобусы будут следовать до «Щёлковской», где построили крупнейший автовокзал в Москве — «Центральный».
Жители Восточного района могут быть удивлены, что напрямую к ним не хотят провести метро. Да, пока официальных планов насчёт метро в Восточном — нет.
Была только версия провести метро в Балашиху (Восточный тоже затронет) через Гольяново. Об этом можно почитать в соответствующий статье про «Балашихинскую» линию метро.
P.S. На этом всё! Спасибо за прочтение статьи! Буду благодарен за оценку статье и подписку на мой канал. Отклик читателей и подписчиков мотивирует делать новый контент.