Найти тему
Владислав Панкратов

Продление Сокольнической линии вдоль Щёлковского шоссе. Разбор официальных планов.

Оглавление
Продление Сокольнической линии вдоль Щёлковского шоссе.
Продление Сокольнической линии вдоль Щёлковского шоссе.

Добрый день.

Продолжение разборов официальных планов развития Московского метрополитена за горизонт ближайшей перспективы 3-7 лет.

В этой статье речь пойдёт о продлении Сокольнической линии вдоль Щёлковского шоссе в сторону района Восточный г. Москвы.

Предыстория

Почему вообще завернули Сокольническую линию в Богородский район вдоль МЦК.

В давние времена, когда МЦК (Московского центрального кольца) не существовало как отдельного вида общественного транспорта, градостроители хотели построить новую кольцевую линию метрополитена. Прототип современной Большой кольцевой линии (БКЛ).

Схема перспективного развития Московского метрополитена в 70-х годах. Внимание на Сокольническую линию.
Схема перспективного развития Московского метрополитена в 70-х годах. Внимание на Сокольническую линию.

Тогдашняя "БКЛ" примерно повторяла трассировку современной БКЛ на юго-западе города, но остальные участки проходили по другому маршруту — более удаленному от центра города.

На севере участок практически полностью дублировал маршрут современного МЦК (тогда — МК МЖД), т.к. запуск пассажирского движения на нём явно не входило в планы градостроителей той эпохи.

Ради будущей кольцевой начали строить Каховскую линию с двумя отдельными станциями метро («Каховская», «Варшавская») и одну кросс-платформенную станцию («Каширская»). На станции «Октябрьское Поле» был сделан задел под будущую пересадку на "БКЛ".

В 1990 году на Сокольнической линии построили станции «Бульвар Рокоссовского» (ранее — «Улица Подбельского)» и «Черкизовская», которые в будущем должны были войти в состав старого варианта "БКЛ".

Тогда никто не мог предположить, что когда-то на Малом кольце Московской железной дороги запустят пассажирское движение. А строить БКЛ в наши дни по старой трассировке не было бы разумным шагом, т.к. новая кольцевая линия метро на севере полностью дублировала бы МЦК.

Вот так и получилось, что Сокольническая линия на какое-то время обрела конечную в виде ст. «Бульвар Рокоссовского». Ибо пока нет окончательного решения — что делать с участком «Черкизовская - Бульвар Рокоссовского».

Тем не менее, линию собираются строить дальше вдоль Щёлковского шоссе. Вот это и разберём в этой статье.

Официальная информация:

1. Продолжение Сокольнической линии в сторону МКАД фигурирует на генеральном плане г. Москвы 2010 года.

Генеральный план г. Москвы, продление Сокольнической линии вдоль Щёлковского шоссе.
Генеральный план г. Москвы, продление Сокольнической линии вдоль Щёлковского шоссе.

2. В материалах по обоснованию внесению изменений в Генплан Москвы 2017 года в части присоединенных территорий есть схема развития скоростного внеуличного транспорта (метро):

Сокольническая линия на схеме развития скоростного внеуличного транспорта.
Сокольническая линия на схеме развития скоростного внеуличного транспорта.

Что примечательно, в этой редакции пропала одна станция на перегоне «Черкизовская - Щёлковская».

3. На проекте планировки территории микрорайонов 1-2 района Гольяново г. Москвы можно увидеть техническую зону метрополитена вдоль Щёлковского шоссе, зарезервированную под продление Сокольнической линии.

Техническая зона метрополитена (Сокольнической линии) вдоль Щёлковского шоссе.
Техническая зона метрополитена (Сокольнической линии) вдоль Щёлковского шоссе.

4. В другом проекте планировки (территории микрорайона 80 района Северное Измайлово) есть техническая зона размещения станции метро на пересечении Щёлковского шоссе и 16-й Парковой улицы.

Для наглядности склеил схемы:

Техническая зона станции метро на пересечении Щёлковского шоссе и 16-й Парковой улицы.
Техническая зона станции метро на пересечении Щёлковского шоссе и 16-й Парковой улицы.

Offtop: Автомобилисты могут заметить эстакаду в створе 16-й Парковой улицы, которая будет построена над Щёлковским шоссе.

5. В проекте планировки территории микрорайонов 41-42, 43-45, 44-46, 47-48, 49-50 района Северное Измайлово даже можем узнать, где планируется расположение станции метро «Щёлковская».

К западу от 9-й Парковой улицы.

Техническая зона Сокольнической линии метро вдоль Щёлковского шоссе.
Техническая зона Сокольнической линии метро вдоль Щёлковского шоссе.

И если верить чертежу красным линиям, то станция будет с двумя островными платформами.

Техническая зона Сокольнической линии метро вдоль Щёлковского шоссе.
Техническая зона Сокольнической линии метро вдоль Щёлковского шоссе.

На транспортных форумах существует версия, что из-за свай эстакады Щёлковского шоссе, вбитых глубоко в землю, теперь невозможно разместить станцию прямо под эстакадой или вблизи неё. Т.е. этого не учли во время строительства эстакады.

6. Место под станцию «Щёлковская» Сокольнической линии можно найти после реновации Северного Измайлово.

Дома под реновацию в Северном Измайлово и Гольяново. Место для станции «Щёлковская».
Дома под реновацию в Северном Измайлово и Гольяново. Место для станции «Щёлковская».

И решение проблемы из предыдущего пункта, если по какой-то причине инженерам и проектировщикам не удастся разместить станцию вблизи эстакады.

7. Проект планировки ТПУ «Черкизово» (Восточный ЖД-вокзал):

Красные линии ТПУ «Черкизово» с продлением Сокольнической линии.
Красные линии ТПУ «Черкизово» с продлением Сокольнической линии.

От Большой Черкизовской улицы метро пойдёт севернее Щёлковского шоссе, чтобы обойти развязку Северо-Восточной хорды с Щёлковским шоссе.

Расположение будущих станций.

Для удобства рекомендую открыть интерактивную карту из общей схемы развития метро в Москве на перспективу:

https://yandex.ru/maps/-/CCUMrJXM9B

1. Новая станция «Черкизовская».

Один из вариантов размещения новой станции «Черкизовская».
Один из вариантов размещения новой станции «Черкизовская».

Точного местоположения этой станций в красных линиях в публичном доступе найти не удалось, но генеральный план Москвы предлагает разместить станцию восточнее Щёлковского путепровода (МЦК).

Когда на схемах Института Генплана Москвы, эта станция размещается до МЦК на Большой Черкизовской улице.

2. Станция метро на пересечении Щёлковского шоссе и Монтажной улицы.

Станция метро Сокольнической линии на пересечении Щёлковского шоссе и Монтажной улицы.
Станция метро Сокольнической линии на пересечении Щёлковского шоссе и Монтажной улицы.

Эту станцию предлагает разместить Генеральный план Москвы 2010 года, когда на более поздних перспективных схемах метро её уже не было.

Вне зависимости от места размещения предыдущей станции («Черкизовская»), на перегоне от «Черкизовской» до «Щёлковской» расстояние будет больше 3-х км. По нормативам безопасности, потребуется строительство эвакуационного выхода или полноценной станции метро.

На мой взгляд, логичнее эту станцию построить, в связи с увеличением населения района вблизи станции после реновации жилья и редевелопмента промзоны «Калошино».

Карта реновации в Северном Измайлово и Гольяново. Автор @DimaFromMai на Хабре.
Карта реновации в Северном Измайлово и Гольяново. Автор @DimaFromMai на Хабре.

3. Станция «Щёлковская» Сокольнической линии.

Станция «Щёлковская» Сокольнической линии.
Станция «Щёлковская» Сокольнической линии.

Пересадочная станция на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии.

Позволит перераспределить поток пассажиров из жителей области Щёлковского направления (Балашиха, Щёлково, Фрязино, Черноголовка, Звёздный Городок и т.д.)

Фактически, для вышеуказанных пассажиров + жителей Гольяново и Измайлово путь в центр станет немного короче, т.к. Сокольническая линия идёт напрямую в центр, когда синяя линия идёт наискосок через Восточное Измайлово.

4. Станция метро на пересечении Щёлковского шоссе и 16-й Парковой улицы.

Станция на пересечении Щёлковского шоссе и 16-й Парковой улицы.
Станция на пересечении Щёлковского шоссе и 16-й Парковой улицы.

Новая конечная станция Сокольнической линии. Ближайшая будущая станция метро для жителей Московской области и района Восточный вдоль Щёлковского шоссе.

Но скорее всего областные автобусы будут следовать до «Щёлковской», где построили крупнейший автовокзал в Москве«Центральный».

Жители Восточного района могут быть удивлены, что напрямую к ним не хотят провести метро. Да, пока официальных планов насчёт метро в Восточном — нет.

Была только версия провести метро в Балашиху (Восточный тоже затронет) через Гольяново. Об этом можно почитать в соответствующий статье про «Балашихинскую» линию метро.

P.S. На этом всё! Спасибо за прочтение статьи! Буду благодарен за оценку статье и подписку на мой канал. Отклик читателей и подписчиков мотивирует делать новый контент.