Найти тему
Не хочу назад

Про родину и грейпфрутовый сок

Мне не нужно объяснять, что вкусное – вкусно. Я как-то сам это понимаю. Даже если я никогда не ел какого-то блюда, одного кусочка или одной ложки мне достаточно, чтобы понять, нравится мне оно или нет. Вот, например, я обожаю грейпфрутовый сок. Никто мне не объясняет, что на самом деле он плох. Спокойно все относятся.

Когда я у друга в плейере слышу музыку, какой я не разу не слышал, мне достаточно минуты, чтобы понять, что она мне очень нравится и я обязательно скачаю себе такую же. А другу я благодарен, за то, что он открыл для меня нового исполнителя или новый стиль. И тоже никто не объясняет мне, что на самом деле музыка эта – так себе и я не должен ее любить.

Такая же история с фильмами, книгами, картинами и хобби. Что-то мне нравится, что-то нет. И окружающие как-то лояльно к этому. Ну посмеются порой, если вкус мой совсем уже с их вкусом расходится, и только.

К чему это я всё… Во всех сферах жизни на мои пристрастия смотрят спокойно. И я на чужие так же. Мне никто не пытается доказать, что неинтересный мне фильм – должен быть мне интересен. Что книга, от которой меня тянет в сон, на самом деле должна захватывать меня. Так во всем. То есть, почти. Есть одно исключение.

Находится много учителей, которые пытаются мне объяснить, как и за что я должен любить свою собственную страну. Как будто сам я ни в жизнь не догадаюсь, как к ней относиться. А любить ее я должен именно так, как они считают нужным. Потому, что они знают, как нужно любить, а я – почему-то нет. Толи они курсы какие-то проходили, толи особенную книжку прочли.

И в детстве, в советские времена, и сейчас, эти учителя уверенно называют белое черным и удивляются, что я этого не понимаю. Помню, в детстве одному моему приятелю отец привез из Венгрии игрушечного робота. Мы таких даже во сне не видели, это была детская мальчишечья мечта. Но взрослые, особенно в школе, объясняли нам, что на самом-то деле лучшие в мире игрушки – у нас. А в наших мозгах не сходилось то, что мы видели, и то, что мы слышали.

Нас вызывали в учительскую и стыдили за то, что мы слушали песни группы «Чингисхан». Эти песни казались нам очень динамичными, красивыми… Но нет, нам объясняли, что песни эти – плохие, они никому не могут понравиться, а группа «Самоцветы» гораздо лучше поет. И снова не сходилось, наши ощущения и то, какими они должны быть.

У нас все по определению лучше, так нам внушали тогда и так пытаются вбить в голову сейчас. Кто с этим не согласен – враг. Учителя почему-то имели (и имеют) право отождествлять себя с Отчизной и любое упоминание о недостатках государства воспринимают, как личное оскорбление. По их мнению, если я увидел у соседа стильный ламинат и решил постелить такой же вместо обшарпанного линолеума, то я предаю свой дом?

Можно было бы допустить такую версию, что учителя правы. Здесь действительно гораздо лучше, просто мы этого не понимаем. Но вот что странно, не сходится! И сталинские, и хрущевские отпрыски почему-то предпочли жить в том, «плохом и ужасном» мире. Помните Берлинскую стену? Как-то так получалось, что строили ее и укрепляли отсюда, а не оттуда. И не для того, чтобы не пропустить буржуазных шпионов, а чтобы удержать в счастливом мире «наших», социалистических, немцев. Потому что бежали они постоянно в тот никчемушный мир. А оттуда сюда как-то никто не бежал.

Теперешние столпы патриотизма, которые учат меня родину любить, тоже предпочитают и детишек своих в ад отправить, и домик себе там прикупить, а не где-нибудь в Челябинской области. А потому – не верю я им. Но предателем они легко назовут меня, того, кто живет здесь, хочет что-то изменить в своей стране. Потому, что менять ничего нельзя! Любое изменение – заискивание перед Западом и осквернение традиций!

А почему традицией названо ничегонеделание? Почему признаком любви к стране стали раздувание щек и постоянные ссылки на дедов? Кто решил, что деды именно этого хотели? Мой дед всю войну возил снаряды на американском грузовичке и с удовольствием вспоминал американские галеты и консервы. Он в своих воспоминаниях ни одного плохого слова про американцев не сказал. Сомневаюсь я, что он хотел того, чтобы его внук кукиш Америке показывал и врагом называл.

Вообще, очень удобно прикрываться дедами. Можно свою лень оправдать. Грубо говоря, просыпал дед когда-то дома мусор, можно его десятилетиями не убирать. Это же дед сюда его насыпал, кто мы такие, чтобы вот так его наследие в помойное ведро? Иногда кажется, что любовь к родине – это просто разговоры о том, какие же деды замечательные были! А по-моему, это не так. Невелика заслуга гордиться своим дедом. Особенно, если деду пришлось сделать что-то действительно выдающееся. Гораздо сложней так прожить свою жизнь, чтобы этот дед, если бы мог, гордился бы внуком. А за что им гордиться нами? За то, что мы их помним? Не маловато ли?

Вот на таких вот псевдопатриотических заклинаниях и держалась советская пропаганда. И на запрете смотреть по сторонам. Потому что, когда его начинали сравнивать, он почти всегда проигрывал. Фальшь этой пропаганды чувствовалась всеми, запреты раздражали. Это одна из причин, что конструкция эта развалилась, не просуществовав и века. А так резво все начиналось… Что характерно, все остальные страны, которым предлагался этот рецепт счастья, от него отказались. Как-то не впечатлил социализм никого. Ну разве что тех, кому в своих джунглях на много миль вокруг и сравнить не с кем.

И очень странно поступают нынешние власти, пытаясь использовать те же методы. Система показала свою неработоспособность, слабость и ненадежность. Зачем пытаться сделать что-то похожее?

Я родился в этой стране. Я в ней живу всю жизнь. Я хочу, чтобы в ней что-то менялось к лучшему и сам готов участвовать в этих переменах. Мне не нужно объяснять, как любить страну. Тех же, кто от великого ума подает реплики, типа: «Не нравится? Уезжай!», хочу успокоить. Это наша общая страна, а не их собственность. И мое мнение о ее развитии имеет такой же вес, как и мнение любого другого гражданина. Я знаю, что у моей страны много проблем. Но в отличие от многих, я не закрываю на них глаза, не начинаю рассказывать про дедушку, а готов признать эти проблемы и искать методы их устранения.

Фальшивым учителям, желающим просто поругаться, отвечать не буду. С теми же, кто захочет подискутировать с аргументами – пообщаюсь с удовольствием.