В детстве не у всех моих сверстников были живы бабушки. Поколение, рождённое в начале двадцатого века, сначала проредила мотыга революции, потом прибил град Гражданской войны, перепахала коллективизация, обожгла индустриализация, зачистили партийные чистки, выстудил холод Финской войны, а потом свою долю жизней забрала Великая Отечественная…
Бабушки остались, кто в деревне, а кто на старых фото. Замену пришлось искать в кино-бабушках, которые с неожиданной лёгкостью исправляли «косяки» внуков, заботились о давно уже взрослых детях, но иногда показывали характер, несговорчивый и взбалмошный. Впрочем, бабули в советском кино редко самодурствовали, а чаще опекали.
Бабушка, которую не загонишь в гроб – бабушка Кости Иночкина /Екатерина Мазурова («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», 1964 год, режиссёр Элем Климов).
В фильме Климова у Екатерины Мазуровой небольшая, но важная роль. Она появляется в начале – в видениях Кости Иночкина; тот представляет, какие последствия будет иметь его выдворение из пионерского лагеря. Бабушка открывает дверь, видит внука, без слов понимает, что случилось, произносит сакраментальную фразу: «Ты меня в гроб вгонишь» и тут же падает в заботливо приготовленный гроб, крышка которого украшена слониками – «на счастье».
В финале бабушка, живая-здоровая, приезжает в лагерь на родительский день, ищет внука, а увидев, что Костя на другом берегу, прыгает, летит над рекой и мягко приземляется на песок – совсем как добрая баба-яга.
Сказочный образ бабушки смягчает сатирическую интонацию фильма.
Первая роль в кино Екатерины Мазуровой – женщина в церкви в фильме «Анна на шее». Актриса начала сниматься в пятьдесят четыре года, когда в силу естественных причин режиссёры предлагают возрастные роли. Что подкупало, так это обаятельность найденного типажа: казалось, что с этой пожилой женщиной ты сегодня утром раскланялся в подъезде, или занял за ней очередь в аптеке.
Судя по титрам, Екатерина Яковлевна сыграла роли бабушек, бабок и бабуль в одиннадцати фильмах. Но даже если её роль обозначена как «соседка» или «санитарка», понятно, что все они - женщины в возрасте и у них, скорее всего, есть внуки. А значит, в список кино-бабусь можно добавить и эти актёрские работы Мазуровой.
Бабушка с характером и без – Анна Петровна Верёвкина, бабушка Томы /Татьяна Пельтцер («Приключения жёлтого чемоданчика», 1970 год, режиссёр Илья Фрэз).
Фильм снят по мотивам одноимённой книги Ольги Прокофьевой – одной из самых популярных в Советском Союзе семидесятых детских писательниц. Сюжет особой новизной не отмечен: чудо-доктор придумал – нет, нет, не эликсир бессмертия! – всего лишь веселящий порошок и конфеты храбрости.
Всё бы хорошо, да вот беда: доктор по ошибке взял чемоданчик обратившегося к нему папы грустной девочки Томы, а папа, в свою очередь, случайно прихватил лекарственный чемоданчик доктора. Бабушка Томы заглянула туда, попробовала конфету храбрости и старушку, что называется, потянуло на подвиги.
Избыточная энергия подталкивает Анну Петровну забраться на крышу и потребовать с высоты положения, чтобы ремонтники быстрее закончили все работы. Узнав, что сыну, лётчику-испытателю угрожает смертельная опасность, она готова ехать на аэродром хоть на крыше троллейбуса и перебираться через высоченный забор.
В большинстве опасных сцен снимались дублёры, но Пельтцер, которой в то время исполнилось шестьдесят шесть лет, часть трюков выполняла сама.
Татьяна Пельтцер в титрах четырнадцати фильмов указана как бабушка, а ещё в одном фильме как прабабушка. И у каждой – свой характер, свои слабости и своя судьба. Даже в ролях комических старух актриса находила какие-то детали, позволяющие догадываться о пережитых её героиней испытаниях.
К примеру, почему Анна Петровна Верёвкина так боится даже самого маленького начальничка, отвечающего за ремонт крыши, и не смеет сделать ему замечание? Только ли в интеллигентности тут дело? А может, был в её жизни тяжёлый опыт столкновения с государственной репрессивной машиной? Вполне вероятно, что да. Во всяком случае, у режиссёра картины Ильи Фрэза такой эпизод случился – его уволили с киностудии имени Горького на волне борьбы с космополитизмом.
Бабушка против воли – Галина Аркадьевна /Галина Польских («По семейным обстоятельствам», 1977 год, режиссёр Алексей Коренев).
Фильм снят по мотивам пьесы Валентина Азерникова «Возможны варианты, или По семейным обстоятельствам».
Главная героиня, которую играет Галина Польских – властная руководительница Галина Аркадьевна не хочет менять статус начальницы на ничем ей не интересную роль бабушки. Дочь Лида (Марина Дюжева) и зять Игорь (Евгений Стеблов) ждут ребёнка, но Галина Аркадьевна заявляет, что на её помощь они могут не рассчитывать.
Ситуация, которая в те времена большей части зрителей казалась аномальной, ведь обязанности в семьях преимущественно делились так: зарабатывают на жизнь мать с отцом, а бабушки-дедушки заботятся о внуках, иначе зачем на пенсию выходить? В фильме расклад другой, и симпатии аудитории отданы младшему поколению, до того момента, когда Галина Аркадьевна выйдет замуж и переквалифицируется из тёщ в невестку.
Одна из самых запоминающихся сцен – появление логопеда, который не выговаривает половину алфавита. Фраза «У вашей фефочки фефект фикции» ушла в народ. Мало кто знает, что весь этот эпизод начальство хотело вырезать, побоявшись, что его воспримут как насмешку над дикцией Брежнева.
Галина Польских играла в кино героинь самых разных возрастов и статусов – от пионерок (семиклассница Таня в фильме Юлия Карасика «Дикая собака динго») до пенсионерок (дама, как сейчас говорят, с пониженной социальной ответственностью по имени Мадлен в сериале «Адъютанты любви»).