Найти тему

Всесоюзные бабушки

Оглавление
Кадр из фильма "Приключения жёлтого  чемоданчика"
Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика"

В детстве не у всех моих сверстников были живы бабушки. Поколение, рождённое в начале двадцатого века, сначала проредила мотыга революции, потом прибил град Гражданской войны, перепахала коллективизация, обожгла индустриализация, зачистили партийные чистки, выстудил холод Финской войны, а потом свою долю жизней забрала Великая Отечественная…

Бабушки остались, кто в деревне, а кто на старых фото. Замену пришлось искать в кино-бабушках, которые с неожиданной лёгкостью исправляли «косяки» внуков, заботились о давно уже взрослых детях, но иногда показывали характер, несговорчивый и взбалмошный. Впрочем, бабули в советском кино редко самодурствовали, а чаще опекали.

Бабушка, которую не загонишь в гроб – бабушка Кости Иночкина /Екатерина Мазурова («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», 1964 год, режиссёр Элем Климов).

Кадр из фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён"
Кадр из фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён"

В фильме Климова у Екатерины Мазуровой небольшая, но важная роль. Она появляется в начале – в видениях Кости Иночкина; тот представляет, какие последствия будет иметь его выдворение из пионерского лагеря. Бабушка открывает дверь, видит внука, без слов понимает, что случилось, произносит сакраментальную фразу: «Ты меня в гроб вгонишь» и тут же падает в заботливо приготовленный гроб, крышка которого украшена слониками – «на счастье».

Кадр из фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён"
Кадр из фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён"

В финале бабушка, живая-здоровая, приезжает в лагерь на родительский день, ищет внука, а увидев, что Костя на другом берегу, прыгает, летит над рекой и мягко приземляется на песок – совсем как добрая баба-яга.

Сказочный образ бабушки смягчает сатирическую интонацию фильма.

Первая роль в кино Екатерины Мазуровой – женщина в церкви в фильме «Анна на шее». Актриса начала сниматься в пятьдесят четыре года, когда в силу естественных причин режиссёры предлагают возрастные роли. Что подкупало, так это обаятельность найденного типажа: казалось, что с этой пожилой женщиной ты сегодня утром раскланялся в подъезде, или занял за ней очередь в аптеке.

Кадр из фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён"
Кадр из фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён"

Судя по титрам, Екатерина Яковлевна сыграла роли бабушек, бабок и бабуль в одиннадцати фильмах. Но даже если её роль обозначена как «соседка» или «санитарка», понятно, что все они - женщины в возрасте и у них, скорее всего, есть внуки. А значит, в список кино-бабусь можно добавить и эти актёрские работы Мазуровой.

Бабушка с характером и без – Анна Петровна Верёвкина, бабушка Томы /Татьяна Пельтцер («Приключения жёлтого чемоданчика», 1970 год, режиссёр Илья Фрэз).

Кадр из фильма "Приключения жёлтого  чемоданчика"
Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика"

Фильм снят по мотивам одноимённой книги Ольги Прокофьевой – одной из самых популярных в Советском Союзе семидесятых детских писательниц. Сюжет особой новизной не отмечен: чудо-доктор придумал – нет, нет, не эликсир бессмертия! – всего лишь веселящий порошок и конфеты храбрости.

Кадр из фильма "Приключения жёлтого  чемоданчика"
Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика"

Всё бы хорошо, да вот беда: доктор по ошибке взял чемоданчик обратившегося к нему папы грустной девочки Томы, а папа, в свою очередь, случайно прихватил лекарственный чемоданчик доктора. Бабушка Томы заглянула туда, попробовала конфету храбрости и старушку, что называется, потянуло на подвиги.

Кадр из фильма "Приключения жёлтого  чемоданчика"
Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика"

Избыточная энергия подталкивает Анну Петровну забраться на крышу и потребовать с высоты положения, чтобы ремонтники быстрее закончили все работы. Узнав, что сыну, лётчику-испытателю угрожает смертельная опасность, она готова ехать на аэродром хоть на крыше троллейбуса и перебираться через высоченный забор.

В большинстве опасных сцен снимались дублёры, но Пельтцер, которой в то время исполнилось шестьдесят шесть лет, часть трюков выполняла сама.

Татьяна Пельтцер в титрах четырнадцати фильмов указана как бабушка, а ещё в одном фильме как прабабушка. И у каждой – свой характер, свои слабости и своя судьба. Даже в ролях комических старух актриса находила какие-то детали, позволяющие догадываться о пережитых её героиней испытаниях.

Кадр из фильма "Приключения жёлтого  чемоданчика"
Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика"

К примеру, почему Анна Петровна Верёвкина так боится даже самого маленького начальничка, отвечающего за ремонт крыши, и не смеет сделать ему замечание? Только ли в интеллигентности тут дело? А может, был в её жизни тяжёлый опыт столкновения с государственной репрессивной машиной? Вполне вероятно, что да. Во всяком случае, у режиссёра картины Ильи Фрэза такой эпизод случился – его уволили с киностудии имени Горького на волне борьбы с космополитизмом.

Бабушка против воли – Галина Аркадьевна /Галина Польских («По семейным обстоятельствам», 1977 год, режиссёр Алексей Коренев).

Фильм снят по мотивам пьесы Валентина Азерникова «Возможны варианты, или По семейным обстоятельствам».

Кадр из фильма "По семейным обстоятельствам"
Кадр из фильма "По семейным обстоятельствам"

Главная героиня, которую играет Галина Польских – властная руководительница Галина Аркадьевна не хочет менять статус начальницы на ничем ей не интересную роль бабушки. Дочь Лида (Марина Дюжева) и зять Игорь (Евгений Стеблов) ждут ребёнка, но Галина Аркадьевна заявляет, что на её помощь они могут не рассчитывать.

Кадр из фильма "По семейным обстоятельствам"
Кадр из фильма "По семейным обстоятельствам"

Ситуация, которая в те времена большей части зрителей казалась аномальной, ведь обязанности в семьях преимущественно делились так: зарабатывают на жизнь мать с отцом, а бабушки-дедушки заботятся о внуках, иначе зачем на пенсию выходить? В фильме расклад другой, и симпатии аудитории отданы младшему поколению, до того момента, когда Галина Аркадьевна выйдет замуж и переквалифицируется из тёщ в невестку.

Кадр из фильма "По семейным обстоятельствам"
Кадр из фильма "По семейным обстоятельствам"

Одна из самых запоминающихся сцен – появление логопеда, который не выговаривает половину алфавита. Фраза «У вашей фефочки фефект фикции» ушла в народ. Мало кто знает, что весь этот эпизод начальство хотело вырезать, побоявшись, что его воспримут как насмешку над дикцией Брежнева.

Кадр из фильма "По семейным обстоятельствам"
Кадр из фильма "По семейным обстоятельствам"

Галина Польских играла в кино героинь самых разных возрастов и статусов – от пионерок (семиклассница Таня в фильме Юлия Карасика «Дикая собака динго») до пенсионерок (дама, как сейчас говорят, с пониженной социальной ответственностью по имени Мадлен в сериале «Адъютанты любви»).