Найти тему
VIKENT.RU

Курс «Техническое рисование» по А.М. Родченко

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Живопись, скульптура, дизайн

1. Image by Alexandru Petre from Pixabay
1. Image by Alexandru Petre from Pixabay

А.М. Родченко придумал для студентов художественного училища курс «Техническое рисование».

Он учил студентов проектировать дизайнерские вещи не за счёт украшательства, как было принято, например, в XIX веке, а за счёт выявления функций предмета.

«Такие дисциплины существовали и раньше. В программах Строгановского училища встречались задания по рисованию машин и станков. В курсе Родченко рисунок становится одним из этапов проектирования.

«Техническое рисование мною ведётся... как подсобный предмет при проектировании вещей. Зачастую студент не может использовать ряд современных конструкций вещей, которые он видел, - он не разглядел принципов их устройства. Механизм современной вещи должен знать не только студент, но должен был бы знать и всякий человек, оканчивающий школу первой ступени» (Родченко А.М.,Техническое рисование: Учебные программы. 1922-1928 / Опыты для будущего. Дневники. Статьи. Письма. Записки, М., «Грантъ», 1996 г., с. 181).

С этой целью студенты сначала зарисовывали предметы с открытым устройством - перочинный нож, стул, затем - предметы с наполовину скрытым или совсем скрытым устройством - письменный стол, самопишущая ручка, электрическая печь. Последнее упражнение - перенести принцип устройства существующих вещей на вещи воображаемые, ещё не спроектированные.

По логике построения новой учебной программы по проектированию, или «Материальному оформлению вещи», как назвал её Родченко, после знакомства с рынком вещей студент переходил к заданиям: «Упростить уже существующую вещь», затем «Усложнить уже существующую вещь». «Новый тип существующей вещи» и, наконец, «Новая вещь».

Упрощая вещь, студент снимал с неё декоративное оформление и решал её форму более чётко геометрически. Затем, усложняя вещь, он расширял её функциональный диапазон (например, придавал большую подвижность плафону электрической лампы). Под «новым типом существующей вещи» имелось в виду применение какого-либо нового технологического процесса при производстве вещи, которое коренным образом изменило бы её форму. Новая вещь - это уже проектирование без прототипа, опираясь лишь на функциональные, потребительские и производственные факторы.

Заключительные задания состояли из разработки комплекта вещей (например, светильников) и оборудования. В качестве примерных тем по разработке оборудования предлагались: общежитие, кинотеатр, улица, библиотека, столовая, парк культуры. Здесь уже возникали вопросы создания ансамбля, поиска средств достижения стилевого единства вещей, общности их цветовой гаммы, способа отделки и т.д.».

Лаврентьев А.Н., История дизайна, М., «Гардарики», 2006 г., с. 161-162.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

Уже 16 000 подписчиков в наиболее #интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.

Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом

Изображения в статье

  1. Image by Alexandru Petre from Pixabay