Пятидесятые годы прошлого столетия ознаменовались покорением сверхзвука и освоением стратосферных полетов. Враждебные условия низкого давления на высотах более 12 км требовали применения скафандра, либо высотного компенсирующего костюма в сочетании с гермошлемом.
Шлем существенно пострадал от времени что сделало невозможным его детальное изучение и поиск маркировок, если таковые имелись. Нет уверенности и в том, что данный образец был разработан на АО "НПП "Звезда".
В связи с этим, данная статья будет в форме фотообзора без технических подробностей.
Познакомившись более подробно с конструкцией отечественных видов гермошлемов, можно условно разделить их на два типа:
1 - несущей основой первого типа ГШ является лицевое гермокольцо с перелиной, отдельный щиток остекления и отдельная каска крепятся к гермокольцу. Шлемы такой конструкции можно условно отнести к гермошлемам первого поколения.
1 – второй тип представляет собой единую конструкцию шлема с несъемным, но открывающимся щитком остекления который крепится к шейному гермокольцу. Шлемы такой конструкции можно условно отнести к гермошлемам второго поколения.
Конструкция шлема
Данный образец представляет собой один из самых ранних образцов гермошлема первого поколения. Силовой основой гермошлема является лицевое гермокольцо к которому крепится замшевая пелерина, щиток остекления и каска из стекловолокна.
Щиток остекления
Щиток остекления выполнен из прозрачного пластика с плоской лицевой стороной, по периметру которой (под углом 90 градусов) идет прозрачная боковая грань примыкания. Щиток остекления крепится при помощи четырех замков, имеет гермоввод шланга для подачи кислорода и отверстие для обратного клапана выдоха.
Каска шлема
Каска шлема состоит из двух (правой и левой) полусфер, выполненных из стекловолокна. На каждой из полусфер имеется наплыв для размещения телефонов. В месте соединения полусфер от лобной части, через темя к затылку идет выступающая кайма, которая с точки зрения эргономики не совсем удачно в плане прилегания головы к заголовнику катапультного кресла.
Полусферы каски крепились за счет двух замков на каждой из них, а в области ушных наплывов расположены ролики для троса системы притяга гермошлема.
В настоящее время данный гермошлем представляет собой историческую ценность и очень хорошо передает дух атмосферы и конструкторской мысли на этапе зарождения высотной авиации.
Научный сотрудник АО «НПП «Звезда», испытатель авиационной и космической техники С.М. Дворников.
Подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере» и одноименные сообщества в социальных сетях «ВК» и «ОК».