За путями от вокзала Краснодар-1 - остатки старинной промзоны, где была, например, ныне снесённая без остатка фабрика пианино "Кубань" (1978) в явно более старых цехах.
Или Краснодарский стекольный завод, которым владели немец Виктор Вильде из Курляндии, грузин Георгий Челидзе из Аджарии и поляк Конкель из Ломжи. Конечно же, завод давно не работает, но один из корпусов прекрасно виден с виадука:
Совсем иначе он выглядит с обратной стороны:
Где даже фирменно краснодарский ажурный козырёк сохранился:
Продолжим путь вдоль железной дороги, за которой и дальше тянется промзона. Более того, в первую очередь к югу от центра, на узкой полосе между насыпью и берегом Кубани, она и находится. Горпарк, который я оставлю на следующую часть, завершается памятником (1981) революционеру Глебу Седину у станкозавода имени себя:
Вернее, теперь это официально Южный завод тяжёлого станкостроения, и что удивительно - он исправно работает! Станкостроение и в СССР хромало на обе ноги, а с распадом его просто рассыпалось: ЮЗТС входит в десятку крупнейших станкозаводов России, но не удивлюсь, если их и осталось-то меньше 10.
"Седин" отпочковался в годы Первой Мировой от своего соседа - Краснодарского нефтезавода, построенного в 1911-14 годах для переработки майкопской нефти. За путями - пара административных корпусов, дореволюционный и сталинский:
Напротив - в основном хурщёбный заводской посёлок, фасадом которого служит здание школы:
Среди своих собратьев КрасНПЗ невелик (годовая мощность - 3 миллиона тонн нефти), и всё же по излучине Кубани раскинулся на километр: