Жить на земле, иметь маленькое хозяйство, при этом быть в доступности к благам цивилизации ― вполне понятное желание. Особенно после всего того, что мы пережили год назад, когда города один за другим объявляли о режиме повышенной готовности, и все мы сели на так называемую самоизоляцию, закрывшись в четырёх стенах где-нибудь на 12-м этаже серой городской высотки. Поэтому-то герою пьесы «Дом» Евгения Гришковца и одноимённого спектакля театра «Школа современной пьесы», зрители очень сопереживают, мечты и мысли переплетаются, а противоречащие доводы друзей и «друзей» воспринимаются уж очень близко. Такое же ощущение возникло и у меня, когда мы с блогерами московского сообщества «Люблю Москву» пришли смотреть этот спектакль на Неглинную улицу, д. 29.
Как и все зрители, что пришли вместе с нами отдохнуть в красивом зале «Эрмитаж» в компании артистического ансамбля, мы ждали действия, а попали в содействие. Сидения беспорядочно расставлены по залу. Мы могли занять любое понравившееся место. Через минуту возникло ощущение зала ожидания на железнодорожном вокзале, где люди сидят в масках и ждут своего поезда.
Однажды я была на интерактивном спектакле, что проходил внутри вокзала «Новосибирск-главный». Мы ходили вместе с актёрами по лестницам, переходам и залам, заглядывали в кафе, ждали, пока артисты выпьют чай, выберут журнал в газетном киоске...
По залу театра «ШСП» ходили только действующие лица. Чтобы их было лучше видно, по углам стояли камеры, а на стенах висели плазмы, с которых и начиналось повествование.
Чёрно-белое документальное кино о большом городе, где все живут в квартирах в многоэтажках, напомнило любой российский город. Были варианты. Очень похоже на Кемерово (родину автора)… Неужели Калининград (где сейчас живёт автор)? Или всё-таки это Москва? Типичные улицы, серые... лица типичных россиян. Грустно проживающие минуты и часы в городском транспорте от работы до дивана и мечтающие где-то глубоко о чём-то о своём.
Мечты главного героя о своём доме так живо откликнулись и во мне. То ли потому, что накануне приятель показывал фото наследного дома, где нужно делать ремонт... то ли потому, что я и сама о чём-то таком думала. Совсем недавно! И вот нашу созвучную мечту начинают перекидывать от героя к герою, от приятеля к приятелю, от знакомого к родственнику, обсуждая её так и этак, бросая из одной стороны зала в другую, как мяч, легко... низводя такую хорошую идею на нет. Нет? Да ну, нет!
В спектакле заняты артисты, чьи лица сначала так же, как и у нас, скрывали маски. Заслуженная артистка РФ Елена Санаева, Джульетта Геринг, народный артист РФ Юрий Чернов, Иван Мамонов, народный артист РФ Владимир Шульга и др.
В оригинальной музыке угадываются знакомые мелодии, перебивающие друг друга, будто в чьей-то голове – то одно заиграет, то другое. То застучит в висок противным диссонансом, а то и вовсе стихнет.
Пара зрителей напротив не выдержала такого формата и через полчаса их кресла опустели. 1,5 часа без антракта, колкие вставки про прививки, пандемию, маски и прочие признаки современности делали разговор о доме очень актуальным. Ведь именно сейчас возрос спрос на дом, в котором можно жить и удалённо учиться/работать, закрывшись от вируса и его носителей глухим забором.
Гришковец незримо чувствовался и в тексте, и в киновставках, и... в зале. Хотите посидеть рядышком? Приходите 17 апреля или 21 мая на Неглинную улицу, 29, стр. 1. Здесь снова будет «Дом».
Анжелика ЛУКИНА, фото предоставлены театром